Направления работы музея:
Работа нашего музея сосредоточена в следующих направлениях:
1. Фондовая работа- комплектование фонда музейными предметами, атрибутика и изучение будущих экспонатов, их учет и хранение. Музейные предметы иллюстрируют исторические события, героические подвиги и трудовые достижения земляков. Каждый экспонат благодаря изучению становится в экспозиции «живым голосом», позволяющим почувствовать эпоху, а это значит – лучше понять ее.
2. Поисковая работа – поиск исторических материалов, документов, раскрывающих новые странички истории малой родины. Установление контактов, переписка с организациями, частными лицами и другими музеями с целью поиска необходимой музею краеведческой информации. В ходе данной работы музей пополняет свой архив и библиографическую базу. Сегодня в условиях XXI века – эпохи информационных технологий и коммуникаций, в данном направлении появились большие возможности для поисковой работы. Так, исследуя биографию генерал-майора А.В.Гришковского, поисковики нашего музея вели переписку с руководителем виртуального музея бывшей Академии имени Л.Говорова А. А. Метешкиным, музеем средней общеобразовательной школы № 43 города Краснодара (руководитель Стрельников А.И), музеем обороны города Новороссийска. Также была налажена связь с поисковой группой Сергея Челпанова, исследователя боевого пути 353 стрелковой дивизии в сражениях за Главный Кавказский хребет. В результате имя нашего земляка было внесено автором в книгу «Солдатские истории». Биография А.В. Гришковского записана учащимися на сайт «Бессмертный полк», что позволило установить переписку с военным историком И.В.Кинжаковым. Детально изученная биография появилась на личном сайте Ивана Владимировича «Элита Вооруженных Сил». А мы в свою очередь узнали неизвестные нам факты из биографии и получили новый фотоматериал.
3. Исследовательская работа– учебные исследования учащихся и в рамках различных профильных наук, и в области теории и методики сбора, хранения, обработки и использования музейных предметов. Исследовательская и поисковая работа в нашем музее тесно взаимосвязаны: ведь исследование – это практически продолжение поиска. Исследовательская деятельность – гордость нашего музея. С 2008 года написано 13 исследовательских краеведческих работ. Копилка музея пополнилась 35 дипломами (9 из них - республиканского уровня). Как известно, пространство исследования в краеведении безгранично и двигаться можно в различных направлениях.
Мы же исследуем многое:
- историю, этнографию, палеонтологию края;
- жизнь и деятельность знаменитых земляков;
- судьбы односельчан в Великой Отечественной войне;
- историю школы.
Наша поисково-исследовательская деятельность подчинена следующим целям:
- совершенствование творческого подхода учащихся к использованию ранее приобретенных знаний;
- приобретение знаний по методике исследовательской работы;
- формирование умений индивидуальной и групповой работы на всех этапах исследования;
- формирования коммуникативной и информационной культуры учащихся.
Учащиеся учатся методам и приемам исследования, анализу разнообразных источников информации, критически оценивать и обобщать отдельные факты и делать общие выводы. А результат, к которому мы стремимся, – формирование исследовательской компетенции учащихся. Так из материала маленькой музейной экскурсии «Святыни нетленны в веках» появилась исследовательская работа «Путевая иконка: от находки до экспоната», которая была удостоена первого места на областной научно-практической конференции «С наукой в будущее».
4. Экскурсионная деятельность строится на основе фондов музея и его экспозиций. Разработаны тематические и обзорные экскурсии.
В музее работают 2 группы экскурсоводов:
Младшая – учащиеся 8 класса;
Старшая – учащиеся 9-11 классов.
Экскурсии в музее ведутся на двух языках: русском и белорусском.
Стать экскурсоводом совсем непросто! Любить музей, стремиться к новым знаниям, интересно рассказывать – это только маленькая часть его труда. Но мы стараемся и нам есть у кого учиться. Экскурсоводы нашего музея оказались среди победителей республиканского этапа конкурса юных экскурсоводов школьных музеев.
Большое внимание уделяет музей и просветительской работе. Музей принимает участие в Вахтах памяти, выставках, смотрах, конкурсах, включается в программы культурно-патриотического и молодежного движения; участвует в научно-исследовательских конференциях, олимпиадах.