Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова
Кансультатыўна-метадычны пункт - ОСТРОМИЧСКАЯ СШ

Кансультатыўна-метадычны пункт

Реализация проекта "Зеленые школы"

  По результатам конкурсного отбора учащихся учреждений образования, реализующих экологический образовательный проект "Зеленые школы", трое учениц 10 класса были поощрены путевками и стали участниками экологической летней смены в Национальном детском образовательно-оздоровительном центре "Зубренок". В течение 10 дней школьницы активно приобщались к различным видам практико-ориентированной  природоохранной и ресурсосберегающей деятельности.


Відэаматэрыялы

  • Реализация проекта "Зеленые школы"

Прэзентацыя «Птушкі  радзімы»

Падрыхтавала настаўнік біялогіі ДУА «Астроміцкая сярэдняя школа» Л.С.Крыўчэня

Назавіце назвы птушак нашай мясцовасці на беларускай мове

 1. Кукушка (ЗЯЗЮЛЯ)

2. Филин (ПУГАЧ)

3. Чибис (КНІГАЎКА)

4. Ворон (КРУМКАЧ)

5. Зяблик (БЕРАСЦЯНКА)

6. Аист (БУСЕЛ)

7. Цапля (ЧАПЛЯ)

8. Турухтан (БАТАЛЁН)

9. Горлица (ТУРКАЎКА)

10. Стриж (СВІРГУЛЬ)

11. Галка (КАЎКА)

12. Скворец (ШПАК)

13. Грач (ГРАК)

14. Зарянка (МАЛІНАЎКА)

15. Ласточка (ЛАСТАЎКА)

16. Жаворонок (ЖАЎРУК)

17. Трясогузка (ПЛІСКА)

18. Снегирь (ГІЛЬ)

19. Камышовка (ЧАРОТАЎКА)

20. Журавль (ЖУРАВЕЛЬ)

21. Свиристель (АМЯЛУШКА)

22. Иволга (АВЯЛЬГА)

23. Глухарь (ГЛУШЭЦ)

24. Утка (КАЧКА)

25. Коршун (ШУЛЯК)

 

 

 

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ИГРА


             Использование энергии влияет не только на нас самих, но и на весь мир. Играя в энергетическую игру со своими учениками, вы не только поможете им пополнить свои знания об энергии и изменении климата, но и дадите им возможность развития их собственных идей по использованию энергии в будущем. Энергетическая игра была придумана для того, чтобы поднять вопрос об изменении климата среди учеников и инициировать открытые обсуждения этой проблемы среди молодёжи. Кроме пополнения своих знаний, ученики смогут обмениваться своими идеями в группах. Диалог – это важная составляющая игры. Цель игры – не соревноваться, а всем вместе отвечать на вопросы игры. Энергетическая игра предлагает расширить наши знания о проблеме изменения климата во всём мире и рассказывает о том, как наше ежедневное использование энергии влияет на климат.

 Важные вопросы, о которых следует подумать

            Каким более рациональным, чем сегодня, способом мы можем использовать энергию? Как мы можем обеспечить устойчивое будущее? На листах вопросы двух видов: факты и личная ценность. В этом путеводителе вы найдёте ответы на все вопросы, а также вам предложат темы для обсуждения с учениками. Игра занимает около 40 мин., но это может зависеть от уровня знаний играющих. Если нужно вы можете прервать игру и продолжить в другой раз или на другом занятии. Старайтесь находить правильные ответы и не упускать ни одной возможности обсуждения вопроса.

           Как играть

           Разделите класс на 4 части и объясните суть и правила игры. Каждой команде даётся лист, чтобы писать, и 4 листа с вопросами, помеченных от А до Р. Для каждой буквы один лист, кроме B (которых два) и D (которых шесть). Все листы перемешивают и складывают лицом вниз. Один из учеников вытягивает лист и зачитывает вопрос. Вся группа обсуждает ответ вместе, и, когда ответ готов, кто-нибудь записывает его на лист для записей. Соберите листы, когда группы всё напишут. Зачитайте все правильные ответы. После этого Вы можете спросить кого-либо из других групп, что они думают по поводу вопросов, например, вопрос K (что бы группа могла посоветовать …) или вопрос E (от каких приборов они бы могли отказаться, чтобы сэкономить электричество? От какого прибора они бы никогда не смогли отказаться?) Когда вы будете сравнивать ответы разных команд, вы можете начать новые обсуждения с ещё большим энтузиазмом.

 Правильные ответы и комментарии

ВОПРОС А

Как используется энергия в Беларуси? Сколько процентов использует каждый сектор?

Правильный ответ (данные 2005г. ”Основы эффективного использования энергетических
ресурсов” Минск, БГУ, 2005): Жилищно-коммунальное хозяйство - 39%, промышленность - 37%, сельское хозяйство 7,5%, транспорт и связь - 6%, другое - 10,5%.

Многие промышленные объекты в Беларуси, например, бумажная или металлообрабатывающая промышленность, используют много энергии. В наше время большинство предприятий внедряют энергоэффективные технологии. Использование энергии в ЖКХ в основном состоит из отопления домов. Хорошая теплоизоляция это эффективный способ сохранения энергии. Как мы видим, использование энергии в секторе ЖКХ сопоставимо с сектором промышленность, а это означает, что каждый из нас может внести свой посильный вклад в экономию энергоресурсов, а значит и предотвратить изменение климата на Земле. Категория “Другое” подразумевает использование энергии в строительстве или в качестве сырья.

ВОПРОС В1

70 лет назад не было атомных электростанций. Как вы думаете, что появится в следующие 70 лет?

Этот вопрос это призыв принять меры по вопросам уменьшения использования энергии и
изменения климата. Какое разумное решение мы найдём? Будущее будет отличаться от сегодняшнего дня, но оно вряд ли станет таким, каким мы его предсказываем. Воображение не даёт нам реалистично представить то, что будет через 70 лет.

ВОПРОС В2

Керосиновые лампы и паровые двигатели устарели. Как вы думаете, что будет считаться устаревшим в 2050-е гг?

Предыдущие поколения справлялись с различными экологическими проблемами. Например, выбросы свинца при использования этилированного бензина в качестве автомобильного топлива снизились при замене его на неэтилированный бензин.

ВОПРОС С

Как вы готовы изменить свой образ жизни, чтобы снизить потребление электроэнергии?
В 1800-х годах численность населения Земли составляла около 1 млрд. человек, в 1900-х - 1,7 млрд. А на сегодняшний день нас уже более 6,5 млрд. человек. Соответственно, производство и потребление энергии растёт ещё большими темпами. Если до 1980 года (за всё время существования человечества) всего в мире было добыто примерно 150 млрд. т топлива в нефтяном эквиваленте, то за 20 лет в период с 1980 по 2000 годы было использовано в 1,2 раза больше. Т.е. каждые 40 лет, начиная с 1960-х по 2030-е гг происходит и будет происходить удвоение потребления энергоресурсов.

Предложите группам обсудить, от каких вещей им будет проще, и от каких сложнее отказаться. Этот вопрос частично зависит от того, что каждый член команды считает удобным и полезным. Факты могут повлиять на наш выбор.

ВОПРОС D1

Сколько электроэнергии использует один человек за год в Беларуси?

В среднем: х=600 кВт

За период с 1997 по 2007 гг. размер валового внутреннего продукта (ВВП) в нашей стране
вырос более чем в 2 раза, при этом уровень потребления топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) в стране практически не изменился. Это свидетельствует о снижении энергоёмкости ВВП за этот период примерно на 50%. Но, несмотря на снижение энергоёмкости ВВП в нашей стране за последние десятилетия, она, тем не менее, остаётся в 1,5 2 раза выше, чем в Канаде, Финляндии, Швеции и Польше, странах со сходными климатическими условиями (данные 2005 г. ”Основы эффективного использования энергетических ресурсов” Минск, БГУ, 2005)

Сравните полученные ответы со счетами за электроэнергию, которые вы оплачиваете ежемесячно.

 ВОПРОС D2

Сколько литров воды вмещает ванна, если её полностью наполнить?

Правильный ответ: х= 300л

Обычно когда вы принимаете ванну, она наполнена только наполовину (закон Архимеда). Для того, чтобы нагреть воду нужна энергия. Водосберегающий душ выливает приблизительно 6 литров в минуту. Это значит, что принимая душ 25 минут, вы используете столько же горячей воды, как если бы вы приняли ванну. Проще говоря, на ежедневный душ по 5 минут вы тратите столько же энергии сколько и на ванну раз в 5 дней.


ВОПРОС D3

Сколько воды можно сохранить, используя водосберегающую насадку для душа?

Правильный ответ: х=20%

По подсчетам специалистов потребление воды может быть уменьшено приблизительно на 20%. Также, сберечь энергию можно выключая воду, когда намыливаешься.

ВОПРОС D4

Сколько тонн парниковых газов выбрасывает житель планеты Земля в год?

Выбросы ПГ на планете распределены неравномерно, например, на каждого жителя США в год приходится около 20 тонн. В то время как во всех странах Африки к югу от Сахары на каждого жителя приходится в среднем 0,9 тонны в год (данные Greenpeace). Выбросы парниковых газов зависят от уровня жизни людей, чем он выше, тем больше выбросов. В Беларуси этот показатель составляет около 7 т на человека в год (данные Национального кадастра выбросов и стоков парниковых газов за 2003 год). Для сдерживания роста температуры Земли в мировом масштабе каждый житель планеты должен снизить свои выбросы до 1,3 тонны в год.

 ВОПРОС D5

Какие из этих приборов расходуют больше энергии за 1 час своей работы?
Правильный ответ: 1= пылесос.

Чем больше мощность прибора, тем больше энергии в единицу времени он потребляет. Чем дольше вы пользуетесь прибором, тем больше энергии он потребляет. Некоторые
пылесосы обладают большой мощностью, но тем не менее они за меньший промежуток
времени выполняют ту же работу, что и менее мощные.

 ВОПРОС D6

На сколько меньше энергии использует энергосберегающая лампочка по сравнению с обычной?

Правильный ответ: на 80%

Энергосберегающие лампочки светят также ярко, как и обычные, но используют гораздо меньше электроэнергии. Они работают гораздо дольше, а это значит, что вам не придётся менять их так часто как обычные лампочки. Несмотря на то, что энергосберегающие лампы стоят дороже обычных, используя их, вы будете экономить свои деньги.

ВОПРОС Е

От каких из этих приборов вы могли бы отказаться, чтобы уменьшить количество потребляемой вами энергии?

Тостер
Горячий душ

Компьютер
Стиральная машина

Микроволновая печь

Телевизор
Электропечь
Электрообогреватель

Также выпишите 3 прибора, которые вы хотели бы оставить. Что из этих приборов необходимость, а что расточительность?

У каждого будет своё мнение по этому вопросу. Тостер обладает большой мощностью и потребляет много энергии при каждом использовании.

Существуют дома, в которых очень хорошая теплоизоляция стен и пола и отсутствуют системы отопления (электронагреватели или батареи). В этих домах тепло, которое исходит от человеческого тела и образуется во время приготовления еды, хватает для отопления помещений. Хорошая изоляция и эффективная вентиляция здания могут сократить энергопотребление на 90%.

Микроволновая печь потребляет меньше энергии, чем электропечь.
Энергоэффективный холодильник последнего поколения снижает выбросы СО2  на 100 кг в год по сравнению с устаревшими моделями.

 ВОПРОС F

Кто решает, сколько должно производиться энергии?

Потребитель. Производство ориентируется на спрос. Это значит, что наше ежедневное использование энергии определяет количество производимой энергии. Политическое регулирование и установление налога также влияет на цену. Чем дороже будет электроэнергия, тем разумнее (экономнее) вы будете её использовать. По данным Госкомстата РБ, в 2008 году общее потребление электроэнергии электростанциями концерна «Белэнерго» составило 34,9 млрд. кВт.ч, экспорт – 5,8 млрд. кВт.ч, импорт – 2,4 млрд. кВт.ч Республика Беларусь – единственное государство бывшего СССР, в котором создана система управления энергосбережением.

ВОПРОС G

Как вы обогреваете свой дом? Каким образом можно обогревать дома?
Как можно сохранять тепло?

Дома могут обогреваться разными путями, например, путём преобразования электроэнергии с помощью электрообогревателей (Швеция, Норвегия). Другой распространённый способ обогрева жилых зданий предусматривает сжигание топлива (нефть, мазут, древесина или газ) в отдельном паровом котле. Такая схема часто используется в странах Западной Европы. В странах бывшего Советского Союза преобладает система централизованного отопления зданий, когда вместе с производством электроэнергии на ТЭЦ производится и тепловая энергия. Горячая вода, которую получают на ТЭЦ, идёт на обогрев домов.

Для того чтобы сохранять тепло, нужна хорошая теплоизоляция. Обратите внимание, что потери тепла в здании с центральным отоплением и водоснабжением распределяются следующим образом: потери из-за неутеплённых окон и дверей – 40%, потери через оконные стёкла – 15 %, потери через некачественные стены – 15%, потери через потолки и полы – 7%, потери при инфильтрации – 23%. За последние 10 лет в Европе построено несколько тысяч энергоэффективных домов, вообще не потребляющих традиционные виды энергии (нефть, газ).

ВОПРОС H

Человек может передвигаться на одно и то же расстояние разными видами транспорта. Какие виды транспорта, на ваш взгляд, выбрасывают больше всего двуокиси углерода?

Это довольно хитрый вопрос. Если один человек путешествует на машине, то в расчёте на 1 пассажира выбросов двуокиси углерода будет больше, чем от самолёта, заполненного пассажирами. Но если на машине передвигаются два и более человека, то они загрязняют атмосферу меньше, чем самолёт с неполной загрузкой пассажирами.

Если вы будете ездить на работу на велосипеде, а не на машине, то за год вы сократите выбросы СО2 по крайней мере на 1 тонну.

Мощный джип «внедорожник» или большой лимузин выбрасывает 1,3 т СО2, проезжая около 3000 км, такое же количество СО2 выбрасывает маленький экономичный автомобиль на расстоянии 18000 км!

                            Выбросы СО2 от разных видов транспорта:

Поезд (на 1 пассажира при полной загрузке) - 6,7 г на 1 км

Машина (с 1 водителем) – 190 г на 1 км

Машина, на которой передвигается несколько человек (3 чел.) – 63 г на 1 км

Самолёт (на 1 пассажира при полной загрузке) – 160 г на 1 км

ВОПРОС I

В какой пропорции общее производство электроэнергии в мире было представлено в 2005 году. Заполните круг.

Правильные ответы: сжигание ископаемого топлива - 66,4 %, гидроэнергетика 16,2 %,
ядерная энергетика 15,2 %, использование нетрадиционных возобновляемых источников
2,2 %.

ВОПРОС J

Новые привычки и новые технологии могут снизить риск климатических изменений. Какова роль привычек людей? Насколько важны технологии? Объясните своё мнение!

На этот вопрос, конечно, нет ответа. Новые технологии формируют новые привычки. Конечно, новые технологии достаточно дорогие, когда их только вводят в эксплуатацию, поэтому они требует заинтересованности потребителей для дальнейшего их развития.

В Европе хорошо развита система переработки отходов. Переработка отходов, вместо складирования их на свалке, более новый способ обращения с отходами, но она требует новых привычек от населения. Люди должны собирать разные виды отходов в разные контейнеры. Новые привычки должны стать для людей новым стилем
жизни.

 ВОПРОС K

Вы – советник Президента Республики Беларусь. Предложите 3 решения по проблеме изменения климата и 3 решения энергетической проблемы (энергетической безопасности страны).

В Беларуси есть министр природных ресурсов и охраны окружающей среды и министр энергетики, что означает, что главная ответственность в области проблемы изменения климата лежит на министре природных ресурсов и охраны окружающей среды, в то время как энергетические вопросы относятся к министерству энергетики.

Но, несмотря на то, что эти вопросы относятся к компетенции разных министерств, они тесно связаны между собой, т.к. больше всего парниковых газов выбрасывается в атмосферу при производстве энергии. Советы должны быть максимально возможными для осуществления, если нужно, вы можете записать больше чем 3 решения.

ВОПРОС L

Какие из этих приспособлений потребляют больше энергии в секунду? Расположите их, начиная от тех, что потребляют больше энергии, к тем, что потребляют меньше энергии.

Тостер имеет большую мощность и поэтому потребляет наибольшее количество энергии в
секунду. За ним следует холодильник и телевизор, и наименьшее количество энергии в единицу времени потребляет лампочка. Энергосберегающая лампочка потребляет мало электроэнергии, но светит так же ярко, как и обычная.

 ВОПРОС M

Как определяется цена электричества?

1. Потребителем

2. На рынке

3. Энергетическими компаниями

4. Властями

Обсудите и найдите правильный ответ.

Это хитрый вопрос. В конечном счёте, цена в Европе определяется на рынке. В нашей стране себестоимость производства электроэнергии определяется ценой на газ (Смотрите структуру потребления ТЭР). По данным Министерства энергетики Республики Беларусь, средняя себестоимость электроэнергии по энергосистеме в республике в 2007 году составила 6,4 цента\кВт.час. По прогнозным показателям через 5-7 лет, если не будут предприняты меры, повышение цен на газ до 230 долл. США за 1000 куб. м может привести к снижению ВВП на 15,7 % и конечного потребления на 20%. Поэтому рост экономики (а значит и нашего уровня жизни) напрямую зависит от эффективности использования ТЭР.

ВОПРОС N

Мощность измеряется в ваттах и измеряет энергоэффективность приборов. Распределите эти единицы измерения в нужном поле.

Приставка Гиго (обозначается Г) значит 1 миллиард. ГВт-приборы – очень энергоэффективные. Энергоэффективность ядерных электростанций или больших ветряных станций может измеряться в ГВт. Электрическая энергия измеряется в Ваттах в час и описывается мощностью, умноженной на время. ТВт-приборы имеют высокую мощность. Тера – это приставка, обозначающая 12 нолей, поэтому тераватт в миллиард раз больше чем киловатт. В Беларуси потребление энергии измеряется в киловаттах в час.

Калория – это устаревшая единица измерения небольшого количества энергии. Теперь используется в основном для определения энергетической ценности продуктов питания.

Лошадиная сила означает небольшую эффективность. Это старая мера измерения мощности паровых двигателей.

Мощность определяется количеством используемой энергии за единицу времени (обычно за секунду).

Кило  1.000

Мега  1.000.000

Гига   1.000.000.000

Тера   1.000.000.000.000

ВОПРОС O

Что может предпринять Беларусь в решении проблемы изменения климата и усиления парникового эффекта? Как другие страны борются с этой проблемой? Какие природные особенности Беларуси позволяют нашей стране внести свой вклад в снижение выбросов парниковых газов?

Возможно, это самый сложный и самый важный вопрос всей игры. Все идеи очень важны.

Вопрос показывает необходимость решать эту проблему как внутри страны, так и объединять усилия на международном уровне. Республика Беларусь подписала Рамочную конвенцию ООН об изменении климата (РКИК) в 2000 году. Конвенция предусматривает механизмы снижения выбросов парниковых газов в течение ближайших лет. Беларусь богата своими лесами и болотами, которые являются хорошими поглотителями парниковых газов. Поэтому сохранение и увеличение площади лесов и нарушенных торфяников является важным вкладом Беларуси в решение глобальной проблемы увеличения выбросов парниковых газов и изменения климата.

 ВОПРОС P

Распределите следующие энергоресурсы в зависимости от того, сколько двуокиси углерода они выделяют при образовании одного и того же количества электроэнергии. Начните с тех ресурсов, чьи выбросы наименьшие.

Уголь выделяет больше двуокиси углерода, чем нефть. Как нефть, так и уголь при сгорании выделяют очень много парниковых газов. При сгорании 1 т угля выделяется почти 2 т СО2. Вода, ветер, солнце и ядерная энергия выбрасывают минимальное количество двуокиси углерода. Выбросы от этих источников энергии происходят в процессе производства оборудования для станций преобразования энергии от источников.

 Миссия АПБ – привлекая население к активной охране природы и на научной

основе сохранить разнообразие птиц и экосистем Беларуси как необходимое
условие для выживания людей.

Занятие «Вода – это наша жизнь»

 План проведения занятия

       1.  Спросите у учеников, согласны ли они с высказыванием ге­роя старого советского кинофильма «Волга. Волга»: «А без воды и не туда, и не сюда»? Выслушайте 3 – 4 ответа. Подтвердите их примерами:

  • Вода покрывает 70% поверхности земли.  
  • Вода составляет 70% веса нашего тела.
  • Без еды человек может обойтись несколько не­дель, без воды – не проживет и пяти суток.
  • В день нам необходимо выпивать 2,5 литра чистой воды.

     Народная мудрость утверждает: "Хорошая вода, хорошая жизнь. Плохая вода, плохая жизнь. Нет воды, нет жизни". Без воды невозможна не только жизнь растений и животных, но и жизнь современной цивилизации. Она не только питает промышленность и современные города, но и еще чистит, вынося с собой всевозможные отходы.

     Космонавты в своих воспоминаниях отмечают, что с борта космического корабля наша Земля выглядит голубой планетой. Ка­жется – воды много, но запасы пресной питьевой воды составляют только 2,25% от всех водных ресурсов планеты.

 Предложите детям прочитать текст «Знаете ли вы…» и обосновать важность изучения темы.

Знаете ли вы...

  • Из всех запасов воды только 1% пригоден для питья, приго­товления еды, мытья и выращивания сельскохозяйственных куль­тур.
  • Каждый житель большого города тратит около 300 литров воды на день. Из них на мойку посуды - 20 %, душ и ванну - 20 %, туалет - 20 %, стирка - 15 %, потери воды из-за незакрытых кранов - 15 %, приготовление еды - 5 %, другие расходы - 5 %.
  • При скорости выте­кания всего 1 капля в минуту потери воды в год могут достигать 15 тыс. литров.
  • Если бы каждый белорус экономил 1 литр воды в день, то все вместе мы могли бы сберечь 10 000 000 м3 питьевой воды
  • Один кубометр воды может стать непригодным для питья, если он содержит всего: 50 г азотных удобрений, 0,1 автомобильно­го масла, 0,000001 г ядохимикатов.

 

3.   Сформулируйте вместе с детьми причины изучения темы:

  • Нет воды – нет жизни.
  • Самостоятельно уменьшить загрязнение воды  и экономить воду – это важно.

(Одну из причин свяжите с местной ситуаци­ей, сделав ее близкой детям).

        4.  Предложите каждому ученику прочитать текст «Как разумное использование воды помогает устойчивому развитию человечества?»и определить для себя 3  причины, по которым они мо­гут изменить свое отношение к вопросу экономии воды. Пусть каждый ученик запишет эти  причины.

 Как разумное использование воды помогает устойчивому развитию человечества?

   Человечество постепенно начинает понимать, что вода явля­ется невозобновляемым ресурсом. Обычно она течет из крана быстрее, чем мы успеваем ее использовать. Неэкономно рас­ходуя воду, люди быстро сокращают ее запасы.

   Каждый из нас расходует в среднем 150 литров воды в день. Для питья и приготовления пищи жителю средней полосы европей­ского континента необходимо всего 2 литра в сутки – это при усло­вии нормальной температуры воздуха; до 3,5 литров – при высокой, до 4-х литров – при средней физической нагрузке, и до 5-ти литров в летнюю жару. Остальное используется на бытовые потребности: ванна, душ, туалет, стирка, мытье, то есть, сливается в канализа­цию вместе разнообразными вредными веществами.

   Сегодня найти чистую питьевую воду сложно, так как в результате неразум­ного хозяйствования людей загрязнение постепенно доходит до грунтовых вод, озер и рек. Вода – природный растворитель и вби­рает в себя всё, с чем входила в контакт. Соответственно все боль­ше энергии уходит на транспортировку и очистку воды.

    К 2025 году обеспечение всех людей чистой водой будет стоить180 млрд. долларов в год, т.е. в 23 раза дороже, чем сегодня. В некоторых частях Африки женщины и дети тратят 8 часов в день на сбор воды.

   Сегодня весь мир экономит воду. В нашем быту стали рас­пространенными счетчики потребления воды. Экономия воды ста­новится не только средством сохранения воды как ресурса челове­чества, но и денег. Мы начинаем задумываться: можно ли уменьшить напор, например, в ванной, на кухне или в туалете? Не течет ли зря вода из не отремонтированного крана, из-под ракови­ны, колонки на улице или шланга для полива? Во многих странах мира люди используют экономичные специальные краны, души, унитазы, установки для полива.

    В условиях экономии водных ресурсов вода используется не­сколько раз. Тем не менее, многократное употребление одной и той же воды приводит к ее необратимому загрязнению. Воду, прошед­шую промышленный круговорот и городскую канализацию, невоз­можно полностью очистить.  Кроме того, сама очистка – сложный и дорогостоящий процесс. Есть простой выход: меньше сливать в канализацию загрязняющих веществ.

    Используя меньше воды, Ты сможешь не только позаботиться о будущих поколениях людей, но и снизить ваши домашние расхо­ды на воду, канализацию и энергию. Забота о воде – это важная часть стиля жизни в интересах устойчивого развития.

           5.  Объедините детей в группы любым известным способом.  Предложите в группе определить 3 общие причины, по которым можно изменить свое отношение к вопросу экономии воды.  Предложите группам поделиться результатами рабо­ты с одноклассниками.

          6. Предложите учащимся провести аудит воды дома.

 Проведение   домашнего  аудита использования воды.

 1)      Узнай, какой объем воды ты обычно используешь

 Оборудование: 3-литровая банка,  часы с секундной стрелкой.

Порядок действий:

  • Если Ты живешь в доме с водопроводом, то сначала опреде­ли количество воды, которая вытекает из крана за одну минуту. Поставь банку под кран и открой его. Пусть вода заполня­ет посуду на протяжении одной минуты (напор должен быть обычным).
  • Повтори этот же эксперимент с душем.
  • Проверь объем ванны и туалетного бачка. Унитазы старых моделей обычно вмещают 9 литров, современных – 3 литра.
  • Запиши полученные результаты в первую колонку таб­лицы, приведенной ниже.

 2) Проверь стиральную машину

  • Вместе с родителями выясни объем воды, потребляемый стиральной или посудомоечной машиной. Для этого посмотри в ин­струкциях пользователя или позвони в магазин, где продаются ма­шины.

      3)  Проведи измерение расхода воды в твоей семье за неделю

  • Постарайся убедить всех жильцов твоей квартиры в важности исследования.
  • Попроси каждого члена семьи делать в течение недели запи­си каждый раз, когда они пользуются водой.
  • В конце недели пере­неси данные в таблицу:

 

Объем воды в минуту, (литров в минуту), или за одно использова­ние (литров за один раз)

Общее количество пользований

( или время использова­ния) в тече­ние недели 

Общее количество

использо­ванной воды в литрах

Краны в ванной комнате

 

 

 

Кран в кухне

 

 

 

Душ

 

 

 

Ванна

 

 

 

Туалет

 

 

 

Стиральная машина

 

 

 

Сумма

 

 

 

Если у вас есть счетчик воды, сравни данные своих измере­ний с его показателями.

 4) Выясни, какое количество синтетических веществ ты используешь вместе с водой дома

     Используя воду дома, мы часто добавляем к ней различные химические вещества (моющие средства, зубную пасту и т.п.). Все эти примеси поступают в систему водоотвода, а затем – в грунтовые воды.

  • Проверь, сколько таких веществ использует твоя семья в день, записывая каждое использование в течение дня.
  • Результаты занеси в таблицу:

 

 

1-й день

2-й день

3-й день

4-й день

5-й день

6-й день

7-й день

 

мл или  г

мл или г

мл или г

мл или г

мл илиг

мл илиг

мл илиг

Мыло,

зубная паста, гели для душа, шампуни

 

 

 

 

 

 

 

Стиральный порошок

 

 

 

 

 

 

 

Средства для      мытья посуды

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительный информационный материал

по разделу «Обращение с отходами»

(Источники: Вторичная переработка отходов: http: //www.recyclers.ru.

Российский специализированный сервер, посвященный отходам: http://www.waste.ru. Переработка мусора: http://garbage.uatop.com)

 Классификация отходов

Отходы – это вещества или предметы, образующиеся в результате жизнедеятельности человека и экономической деятельности, утратившие полностью или частично свои потребительские свойства из-за физического или морального износа.

      Отходы производства– отходы, образующиеся в процессе производства продукции или энергии, добычи полезных ископаемых, выполнения работ или оказания услуг.

  • Отходы потребления– отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности человека, личного, домашнего, семейного использования вещей.
  • Коммунальные отходы – отходы потребления, образующиеся в населённых пунктах.
  • Твёрдые бытовые отходы – твердые отходы, образующиеся у населения в результате потребления товаров в личном домашнем семейном хозяйстве (сломанные бытовые приборы, пищевые отходы, упаковка, изделия из дерева, металла, стекла, пластмассы и др.)
  • Опасные отходы – отходы, которые содержат в своём составе опасные вещества (токсичные, взрывоопасные, пожароопасные и т.п.). Это люминесцентные лампы, ртутные термометры, батарейки и т. п.

Проблемы, создаваемые отходами

  • происходит загрязнение почв;
  • из хозяйственного оборота изымаются сотни гектаров плодородной земли;
  • загрязняются грунтовые и поверхностные воды;
  • при разложении отходов в воздух выделяется метан и диоксид углерода, оксиды серы и азота, фтористый водород, аммиак, сероводород и другие соединения. Выделения газов на свалках являются одной из причин изменения климата на планете, ухудшается общая экологическая обстановка;
  • увеличивается вероятность возникновения различных заболеваний, в частности, раковые опухоли, токсикозы, болезни крови, инфекционные заболевания и т. д.
  •  на полигоны попадают опасные отходы, содержащие ядовитые вещества, которые попадают в окружающую среду и могут причинить вред живым организмам.

 Фракционный состав бытовых отходов

Бумага,

Картон

Пищевые отходы

Стекло

Полимеры

Текстиль

Металл

Камни, дерево,

керамика

Прочие

Отходы

28%

27%

13%

12%

7%

6%

4%

3%

 Объёмы образования отходов

Только 6% из потреблённых человечеством природных ресурсов превращается в полезный продукт, а 94% – в отходы. В Беларуси за год накапливается около 3,5 млн. тонн коммунальных отходов. Лишь около 10% от общего количества поступает на переработку, остальные поступают на полигоны. Каждый год количество этих отходов увеличивается на 7-10 %. Это значит, что каждый житель Беларуси оставляет после себя в среднем 350 кг отходов в год, а через пять лет каждый из нас будет оставлять от 450 до 520 кг отходов в год. Если учитывать строительный мусор, то на каждого жителя Беларуси уже приходится по 1 тонне отходов в год.

Количество промышленных отходов в Беларуси намного больше, чем ком­мунальных. На заводах и фабриках образуется около 33 миллионов тонн отходов каждый год. Количество промышленных отходов тоже постоянно увеличивается.

 Раздельный сбор отходов

Смешанные отходы – это мусор, который можно отправить только на свалку. Различные виды твёрдых бытовых отходов (ТБО) требуют разных способов утилизации и переработки.   Раздельно собранные и повторно использованные отходы – это не мусор, а источник сырья, энергии, экономии природных ресурсов, из которых можно изготовить различные виды продукции.

1 тонна собранного раздельно мусора:

  • сохраняет 2,58 барреля нефти;
  • спасает 13 деревьев;
  • экономит 4100 кВт/ ч электроэнергии;
  • бережет 32 литра чистой воды.

 Ситуация в обращении с отходами в Республике Беларусь

 Ключевым нормативным документом, регулирующим все этапы обращения с отходами, являет­ся Закон Республики Беларусь «Об обращении с отходами», принятый в 2008 году. Закон уста­навливает принципы организации сбора и удаления ТБО, обязанности субъектов, связанных с образованием, сбором и удалением ТБО. Согласно Закону жители обязаны собирать ТБО раз­дельно, если для них созданы соответствующие условия, например, расставлены специальные контейнеры для разных видов отходов, организованы пункты сбора вторичных ресурсов и т.п. Коммунальные службы, обслуживающие дома, обязаны создать условия для выполнения жителями установленной Законом обязанности, то есть расставить контейнеры для раздельного сбора ТБО.

Из официальных источников.

  • Ежегодно в Республике Беларусь образуется около 40 млн. тонн промышленных отходов. Из них на отходы производства калийных удобрений приходится 28 млн. тонн.
  • В стране каждый год образуется более 2 тысяч тонн опасных отходов, накоплено около 7,3 тысячи тонн непригодных пестицидов.
  • Бытовых отходов в Беларуси образуется более 3,5 млн. тонн в год и с каждым годом этот объем возрастает
  • Каждый житель Беларуси оставляет после себя в среднем 350 кг каждый год, а через пять лет каждый из нас будет оставлять от 470 до 520 кг отходов в год.
  • Суммарная площадь земельных отводов для размещения полигонов ТБО составляет около 900 га; на мини-полигоны приходится примерно 3,5 тысячи га.
  • Всего в Беларуси насчитывается около 170 полигонов коммунальных отходов. Они обслу­живают областные и районные центры, крупные поселки городского типа.
  • В стране функционирует 5 мусороперерабатывающих заводов (Гомель, Новополоцк, Мо­гилев, Брест, Барановичи), 5 крупных сортировочно-перегрузочных станций (Минск (УП «Экорес»), Пинск, Марьина Горка, Полоцк, Кобрин) и 81 линия сортировки (досортировки) раздельно собранных коммунальных отходов. Переработка бумаги развита в Добруше и Шклове.
  • По данным Минприроды, перерабатывается в Республике Беларусь около 10 % отходов.  Коммунальных – 3,5 % (250 тыс. тонн)

 Несмотря на опыт зарубежных стран, в которых практически вся масса бытовых отходов перераба­тывается и потом используется в промышленности или энергетике, в Беларуси «ассортимент» пере­работки более узок. К примеру, упаковка «тетра-пак» в стране не подвергается переработке, так как для ее термического разложения необходимы сложные и дорогостоящие технологии. Сейчас в качестве вторсырья в Беларуси востребована бумага. Она нужна всем бумажно-целлюлозным пред­приятиям. Также пользуется спросом стекло. Но, учитывая специфику производства, необходима его дифференциация по цвету и качеству. В результате объем переработки стеклобоя невелик. В большом количестве нефтехимическими предприятиями закупаются полимерные отходы и перера­ботанное из них сырье. Основная часть инвестиционных проектов связана с сортировкой раздельно собранных отходов. Компания «Ремондис-Минск» планирует строительство нескольких сортировоч­ных станций и заводов под Минском.

Опасные отходы (ядохимикаты, лакокрасочные материалы, аккумуляторы, батарейки и т.д.), не долж­ны попадать на обычные полигоны. Обращение с такой продукцией, включая ее транспортировку и хранение, обычно требует применения дорогостоящих «высоких» технологий и осуществляется орга­низациями, имеющими государственную лицензию на деятельность такого типа. В Беларуси система их сбора постепенно начинает осуществляться. Совет Министров поручил в 2011 году организовать в каждом регионе Беларуси пункты сбора временного хранения отходов, содержащих ртуть. Согласно государственной программе сбора (заготовки) и переработки вторичного сырья на 2009-2015 годы в Беларуси для сбора отработанных батареек в торговых точках будет установлено 603 контейнера. В Минске контейнеры для сбора батареек уже появились в ГУМе, ЦУМе, ТЦ «Столица», магазинах «Тех­ника в быту» и других торговых точках. Для вывоза использованных батареек на переработку в другую страну необходимо собрать 20 тонн. Для строительства перерабатывающего завода на территории нашей страны необходимо собрать более 100 тонн.

 Продукция, изготавливаемая из отходов в результате их переработки.

Стекло: идет на переплавку, после чего из него заново можно получать банки, бутылки, другие емкости; стеклянный бой низкого качества после измельчения используется в качестве наполнителя для строительных материалов.

Металлические банки: стальные и алюминиевые банки переплавляются с целью получения соответствующего металла. При этом выплавка алюминия из баночек для прохладительных напитков требует только 5 % от энергии, необходимой для изготовления того же количества алюминия из руды, и является одним из наиболее выгодных видов «повторная переработка».

Макулатура идет на производство сырья для новой бумаги. Из низкокачественной макулатуры изготавливают оберточную бумагу и картон. Бумажные отходы также добавляют в материалы для теплоизоляции.

Пластмасса: делают новые вёдра, канистры, поэтиленовую плёнку, ящики, а также строительные материалы, изоляторы, верёвки и флисовые свитера.

Одежда и обувь. Из текстильного мусора делают теплоизоляцию, утеплённый линолеум, канаты, шнуры, мешки, упаковку. Ненужные вещи можно отдать нуждающимся людям.

Металлолом переплавляют в различные металлические изделия.

Органические отходы (листья, ветки, трава, пищевые очистки и отбросы) можно переработать с помощью естественного биоразложения – компостирования. Тогда отходы превращаются в компост, который улучшает свойства почвы и у

Методические рекомендации к заданию 6.1

  1. Выявление конкретной следуемой территории;
  2. Сбор информации в различных источниках (библиотека, интернет, лесничество, местное население и т.д.);
  3. Определение объектов для дальнейшего исследования (растения и животные, занесённые в Красную книгу, муравейники, несанкционированные свалки);
  4. Разработка плана исследования объекта;
  5. Организация систематического наблюдения;
  6. Знакомство с результатами проведённой работы (администрация школы, учителя, учащиеся, местные власти, население, СМИ  и т.д.).

ПРИМЕРЫ

  1. Изучение растений и животных, занесённых в Красную книгу, встречающихся на данной местности.

а) создать команду учащихся, которым будет интересна данная проблема;

б) определить размер исследуемой территории;

в) исследовать местность на наличие растений и животных, занесённых в Красную книгу;

г) познакомить население с результатами исследования (выступление на информационных часах, родительских собраниях);

д) размещение информации о редкх видах растений и животных в местах их обнаружения (стенды).

2.  Проведение обследования состояния окружающей среды на территории, прилегающей  к школьной территории в радиусе 1 км.

а) создать команду по осуществлению обследования состояния окружающей среды;

б) посещение местного лесничества и местной инспекции по охране природы, сбор информации о состоянии территории, прилегающей к школе в радиусе 1км;  

в) определение объектов наблюдения и предмета наблюдений;

г) обследование данной территории и выявление возможной экологической угрозы (свалка мусора);

д) анализ территории свалки;

е) обращение к местным природоохранным инспекциям;

ж) проведение анкетирования родителей и жителей деревни;

з) подготовка фотоотчета.

3. Организация школьного природоохранного мониторинга роста муравейника.

а) выявление мест нахождения муравейников на прилегающей к школе территории (участок леса);

б) наблюдение за жизнью муравейника:

- наиболее активная работа (время суток);

- выявление каких-либо особых факторов, влияющих на муравейник;

- замер роста муравейника (результы);

в)  подведение итогов

г) анализ результатов, выводы.

 Методические рекомендации к заданию 6.2

  1. Убедить учащихся, что неумение рисовать не является препятствием участия в выставке детских рисунков. Предложить им объединиться в группы (чья-то идея, кто-то рисует, кто-то рамку делает и т.д.)
  2. Информационный материал должен выявлять конкретную проблему, которая имеется  на данной местности, видная самим детям.
  3.  Донести до учащихся последствия данной проблемы или то, во что она со временем может перерасти (подковать теоритически).
  4. Пункты в памятках должны быть написаны простым языком обывателя, чтобы были понятны всем слоям населения.
  5. Если предполагается распространять буклеты по личным подворьям, то обязательно провести инструктаж с учащимися о правилах поведения.
  6. Поощрить участников (хотя бы грамотой).

ПРИМЕРЫ

  1. Конкурс плакатов.

а) проведение экскурсии по улице, выявление детьми несанкционированных свалок;

б) обсуждение идей плакатов;

в) оформление плакатов;

г) организация выставки;

определение победителя.

  1. Выставка фоторабот «Люстрам возера свеціцца ў лесе».

а) определение проблемы загрязнения озера;

б) отражение на фото практических акций:

- уборка прибрежной территории;

- установка информационных щитов;

- заготовка дров на территории озера;

- размещение дров у существующих кострищ;

в) отражение на фото видимых результатов практических детских акций:

- поддерживаемая чистота на местах отдыха;

- вручение сертификатов отдыхающим.

г) реклама фотовыставки;

д) классификация созданных детьми фотографий по разделам;

е) размещение фотовыставки в общественном месте;

ж) награждение участников.

 Методические рекомендации к заданию 6.3

  1. Анализ собранного материала;
  2. Подготовка сценария выступления;
  3. Рассылка приглашений местным жителям и заинтересованным лицам (администрация и местные власти);
  4. Реклама мероприятия в общедоступных местах с указанием даты, места и время проведения.
  5. Проведение мероприятия;

ПРИМЕРЫ

  1. Информационный фестиваль «Богатство Миорского края»

а) выставка фоторабот учащихся;

б) подборка стихов Миорского края;
в) выступление детей с презентацией  «Прошлое, настоящее и будущее детей Миорского края»;

г) ролик «Природные сокровища Миорского края»

д) конкурс рукоделия – изготовление журавля;

е) публикации в газете «Рецепты наших бабушек»;

ж) информационный час в школе «Угри  наше достояние и наше богатство»;

з) музыкальная композиция «Люблю свой край» (выступление местного фольклорного коллектива).

 Методические рекомендации к заданию 6.4

  1. Перед проведением акции поставить конкретные цели, определить объект, участников;
  2. Информировать участников об актуальности проблемы;
  3. Информировать население о проводимой акции (листовки, объявления и т.д.);
  4. Составить поэтапный план действий, назначить ответственных;
  5. Обеспечить выполнение правил безопасности, проведение акций (инструктаж, аптечка, средства защиты);
  6. Организовать раздельный сбор мусора и сдачу вторсырья;
  7. Подведение итогов и выражение благодарности активным участникам;
  8. Освещение акции в СМИ.

ПРИМЕРЫ

  1. Акция «Чистый берег»

а) вводная беседа с 9 «А» классом (цель – очистить берег реки Дисна);

б) создание целевой группы по количеству желающих;

в) инструктаж по технике безопасности;

г) изучение территории берега;

д) составление конкретного плана действий;

е) создание листовок;

ж) обеспечение инвентарём;

з) проведение мероприятия (сбор, сортировка, сдача вторсырья или вывоз на полигон ТКО);

и) подготовка учащимися фоторепортажа и заметок в районной газете;

ж) размещение информации о проведённой акции на школьном сайте.

Методические рекомендации к заданию 6.5

  1. Разработка и анализ природоохранной инициативы;
  2. Оценка и обсуждение с местным сообществом;
  3. Разработка проекта, прогноз результатов;
  4. Ознакомление со структурой местной власти (режим работы, определение компетентных подразделений)
  5. Письменное обращение;
  6. Освещение в СМИ.

ПРИМЕРЫ

  1. Исчезновение занесённого в Красную книгу ятрышника в результате выкашивания травы.

а) Проблема: исчезновение популяции растения, уменьшение биоразнообразия диких растений местности.

б) Способы решения:

- ограничение сбора растений;
- ограждение территории;
- изменение сроков выкашивания травы;

- информирование местного населения;

в) Учитель-ученики:

- определение размеров территории;

- составление плана территории;

- информирование местных властей;

- привлечение СМИ;

г) местные власти:

- помощь в размещении плакатов;

- назначение исполнителя;

- финансирование;

д) прогноз.