Направление «Обращение с отходами»
ссылка на задания 4.1-4.5
Цель: развитие умений учащихсяминимизировать отходы, осуществлять их раздельный сбор.
Задачи: способствовать выработке навыка компостирования органических отходов; содействовать формированию привычки к раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья; содействовать усвоению способов уменьшения количества бытовых отходов в школе и дома.
№
|
Задание
|
Даты выполнения
|
Кол-во участников
|
Целевые группы
|
Краткое описание
выполнения задания (этапы)
|
Показатели,
по которым оценивалось
выполнение задания
|
4.1
|
Провести изучение состава образующихся в школе отходов и проанализировать источники их образования.
|
3-8 декабря 2018 г.
|
8
|
Учащиеся 5 кл.
|
1. Изучение литературы по вопросу классификации отходов.
2. Сбор содержимого мусорных урн в конце школьного дня.
3. Классификация отходов из урн по фракционному составу.
4. Определение источников отходов.
5. Составление отчета по результатам изучения с указанием источников и состава отходов.
6. Афиширование результатов работы на классном часе «Режим повседневной экономии и бережливости» в 5, 6 классах.
|
1. Наличие на сайте школы отчета по результатам изучения состава образующихся в школе отходов с указанием их источников и состава.
2. Анкетирование учащихся и анализ анкет «Классификация компонентов отходов по морфологическому признаку».
|
Ответственный работник за выполнение заданий - Жукевич Т. Ф.
Задание 4.1.
Судьба героя мультфильма осьминожки, который погиб, запутавшись в пластиковом пакете, послужила стимулом для ребят вникнуть в проблему накопления и утилизации бытовых отходов. Далее данная проблема учащимся раскрывалась на классных часах через презентацию «Мир без отходов! Как в его попасть?». Ребята заочно ознакомились с деятельностью Кобринского ЖКХ по раздельному сбору ТБО и принципом работы мусоросортировочной станции г. Кобрина.
Затем были изучены виды отходов по происхождению, агрегатному состоянию, классу опасности. Учащиеся усвоили, на какие фракции разделяется содержимое мусорного ведра, а затем при помощи двух видов раздаточного материала проверили полученные знания по данному вопросу.
Как оказалось, большинство учащихся успешно справились с анкетированием.
Далее группы наиболее заинтересованных ребят приступили к практической части выполняемого задания, т.е. к сбору, классификации и определению количества отходов, образуемых в школе за один день. Полученные данные были сведены в таблицы. Анализ результатов показал, что соотношение фракций отходов по морфологическому признаку в мае и ноябре различается. Это связано с заменой бумажных полотенец электросушилками в помещении для мытья рук в школьной столовой, а также с организованным в мае сбором использованных листов бумаги в кабинетах начальных классов и в учительской.
Затем ребята подвели итоги проделанной работы и ознакомили с ними своих одноклассников. Продемонстрировались им и познавательные видеоматериалы, которые раскрывают идею раздельного сбора отходов, содействуют усвоению способов уменьшения количества бытовых отходов в школе и дома.
Мероприятие завершилось ознакомлением с агитационным плакатом и поделками из вторсырья, ранее созданными учащимися нашей школы.
Состав образующихся в школе отходов (май 2019 г.)
Отходы по морфологическому признаку
|
Источник
образования
|
Количество отходов
за 1 школьный день
|
Бумага
|
Обертки от конфет, использованные
бумажные полотенца, бумажные самолетики, записки
|
1750 г
|
Полимеры
|
Поломанная линейка, пластиковая бутылка, обертки от мороженого
|
310 г
|
Пищевые и растительные отходы
|
Яблочные огрызки, банановая и апельсиновая кожура
|
470 г
|
Различные металлы
|
-
|
-
|
Стекло
|
-
|
-
|
Текстиль
|
-
|
-
|
Древесина
|
Стружка из мастерской
|
870 г
|
Кожа, резина
|
-
|
-
|
Кости
|
-
|
-
|
Смёт
|
Мелкий сор
|
640 г
|
Состав образующихся в школе отходов (ноябрь 2018 года)
Вид отходов
|
Источник
образования
|
Кол-во
за 1 день, г
|
Кол-во
за неделю, г
|
Кол-во
за месяц, г
|
Процентный
состав
|
Бумага
|
Исписанные тетради, обрывки, обрезки листов
|
380
|
1900
|
7600
|
7%
|
Пластик
|
Поломанная ручка, линейка
|
15
|
75
|
300
|
0,3%
|
Керамика
|
Осколки цветочного горшка
|
10
|
50
|
200
|
0,2%
|
Древесина
|
Стружка из мастерской
|
1750
|
8750
|
35000
|
33%
|
Смёт
|
Мелкий сор
|
370
|
1850
|
7400
|
7%
|
Пищевые отходы
|
Отходы в столовой
|
2800
|
14000
|
56000
|
52,5%
|
Прочие отходы
|
Обертки от конфет, упаковки от чипсов
|
8
|
48
|
152
|
0,1%
|
Классный час «Режим повседневной экономии и бережливости».
Анкета «Классификация компонентов отходов по морфологическому признаку»
1. Твердые отходы, образующиеся у населения в результате использования товаров в личном семейном хозяйстве, являются:
А) отходами производства;
Б) отходами потребления;
В) коммунальными отходами;
Г) твердыми бытовыми отходами;
Д) опасными отходами.
2. Для каких видов бытовых отходов имеются контейнеры для раздельного сбора в Остромичах?
А) Для пластика.
Б) Для бумаги.
В) Для стекла.
3. В магазине а.г. Остромичи ведется прием такого вторсырья, как:
А) отработанных аккумуляторных батарей;
Б) текстиля;
В) макулатуры;
Г) металлолома;
Д) стеклобоя;
Ж) полиэтилена.
4. Распределите отходы (1 - 18) по соответствующим контейнерам – А, Б, В, Г:
А) Для пластика.
Б) Для бумаги.
В) Для стекла.
Г) Для смешанных отходов.
|
1. Консервная банка.
2. Воздушный шарик.
3. Одноразовая посуда.
4. Пластиковая бутылка.
5. Памперс.
6. Клейкая лента.
7. Моющиеся обои.
8. Лампочка.
9. Банка трехлитровая.
|
10. Кружка керамическая.
11. Газета.
12. Картонная коробка.
13. Пакет от молока.
14. Стаканчик от сметаны.
15. Оконное стекло.
16. Тетра-пак от сока.
17. Пластмассовая игрушка.
18. Стеклянная бутылка.
|
№
|
Задание
|
Даты выполнения
|
Кол-во участников
|
Целевые группы
|
Краткое описание
выполнения задания (этапы)
|
Показатели,
по которым оценивалось
выполнение задания
|
4.5
|
Провести изучение состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях. Разработать семейные памятки по минимизации отходов, образующихся в домашних условиях, рекомендации по их раздельному сбору и сдаче
|
Октябрь 2019 г.
|
38
|
Учащиеся
6 – 7
классов
|
1. Урок бережливости «Отходы – в доходы!»
2. Анкетирование населения по вопросам организации раздельного сбора отходов.
3. Анализ анкет.
- Классификация отходов, образующихся в домашних условиях, по фракционному составу.
5. Определение источников этих отходов.
6. Составление отчета по результатам изучения с указанием источников и состава отходов.
7. Сопоставление результатов анкетирования с результатами, полученными в домашних условиях.
8. Составление памяток «Разделяй и здравствуй!, или Как уменьшить количество мусора».
9. Афиширование результатов работы на классных часах «Время собирать…отходы!» в 4-9 классах.
|
1. Результатысоциального опроса по вопросам организации раздельного сбора отходов.
2. Наличие на сайте школы отчета по результатам изучения отходов, образующихся в домашних условиях, с указанием источников их и состава.
3. Наличие на сайте школы памятки «Разделяй и здравствуй!, или Как уменьшить количество мусора».
|
Анкета социального опроса по вопросам организации раздельного сбора отходов
- Укажите, пожалуйста, Ваш возраст
˂ 18
|
2 %
|
18-25
|
11 %
|
25-40
|
26 %
|
40-60
|
55 %
|
60 ˂
|
6 %
|
2. Волнует ли вас проблема бытового мусора?
Да
|
93 %
|
нет
|
0 %
|
не задумывался
|
7 %
|
3. Куда вы деваете свои бытовые отходы?
вывожу на свалку
|
4 %
|
выношу в контейнер
|
47 %
|
выношу к машине
|
49 %
|
4. Куда вы деваете растительные остатки с огорода?
вывожу на свалку
|
2 чел.
|
сжигаю
|
15 чел.
|
Выношу к машине
|
8 чел.
|
компостирую
|
30 чел.
|
5. Куда вы деваете разбитый ртутный термометр?
выбрасываю в мусор
|
21 %
|
закапываю
|
11 %
|
обезвреживаю химическими веществами
|
6 %
|
другое
|
62 %
|
6. Куда вы деваете использованные батарейки?
Выбрасываю в мусор
|
19 %
|
закапываю
|
2 %
|
выбрасываю в специальные контейнеры
|
79 %
|
7. Собираете ли вы макулатуру?
да, постоянно
|
81 %
|
нет
|
9 %
|
эпизодически
|
10 %
|
8. Куда вы деваете использованные пластиковые бутылки?
сжигаю
|
0 %
|
выбрасываю в мусор
|
30 %
|
выбрасываю в специальные контейнеры
|
70 %
|
сдаю в пункты приема
|
0 %
|
9. Куда вы деваете ненужные для вас вещи (одежду, обувь), но еще пригодные для носки?
сжигаю
|
1 чел.
|
выбрасываю в мусор
|
6 чел.
|
отдаю людям
|
44 чел.
|
сдаю в пункты текстиля
|
0 чел.
|
10. Есть ли в вашем населенном пункте пункты приема вторсырья? Если да, то что они принимают?
да
|
49 %
|
нет
|
23 %
|
не знаю
|
28 %
|
11. Что вы сдавали за последний год в пункты приема вторсырья?
ничего
|
макулатуру
|
пластик
|
стеклотару
|
цветные металлы
|
черные металлы
|
текстиль
|
алюминивые банки
|
11 чел.
|
30 чел.
|
4 чел.
|
9 чел.
|
1 чел.
|
7 чел.
|
0 чел.
|
0 чел.
|
12. Готовы ли вы отказаться от полиэтиленовых пакетов в магазине?
да
|
43 %
|
нет
|
43 %
|
не знаю
|
14 %
|
13. Готовы ли вы осуществлять раздельный сбор отходов?
да
|
91 %
|
нет
|
2 %
|
не знаю
|
7 %
|
14. Согласны ли вы иметь несколько ведер для разных типов отходов?
да, сколько потребуется
|
51 %
|
не более двух
|
28 %
|
не готов
|
21 %
|
Результат изучения состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях (семья из пяти человек)
Отходы по морфологическому признаку
|
Источник образования
|
Количество отходов за неделю (кг)
|
Бумага
|
Упаковочная бумага, обертки от конфет, шоколада, упаковки от чая, овсяных хлопьев, коробочки от таблеток, этикетки от одежды
|
1,0
|
Полимеры
|
Пластиковые бутылки, полиэтиленовые мешки, упаковки от творога, стаканчики от сметаны, списанная шариковая ручка, одноразовая тарелка, баночка от шампуня, поддоны от мяса
|
0,7
|
Пищевые и растительные отходы
|
Очистки от овощей, яблочные огрызки, банановая и апельсиновая кожура, недоеденные порции
|
1,7
|
Различные металлы
|
Сломанная дверная ручка, фольга, баллончик от аэрозольного дезодоранта, консервные банки
|
0,5
|
Стекло
|
Бутылки из-под уксуса, минеральной воды, пол-литровая банка
|
0,9
|
Упаковки «тетра-пак»
|
Коробки от сока
|
0,7
|
Текстиль
|
Старое кухонное полотенце
|
0,2
|
Древесина
|
-
|
|
Кожа, резина
|
Велокамера и велопокрышка
|
0,8
|
Кости
|
Остатки от приготовления пищи
|
0,6
|
Смёт
|
Мелкий сор
|
0,3
|
Опасные отходы
|
Батарейки
|
0,1
|
|
|
Итого: 7,5 кг
|
Памятка «Разделяй и здравствуй!, или Как уменьшить количество мусора».
1. Используйте мешочки и сумки из ткани вместо пластиковых пакетов.
2. Покупайте продукты в минимальной упаковке.
3. Покупайте жидкие продукты (в том числе молочные) в емкостях, которые можно вернуть или использовать повторно.
4. Производите биогумусный компост.
5. По возможности раздавайте ненужные вам вещи нуждающимся.
6. Утилизируйте опасные отходы должным образом.
7. Подавите в себе навязанный инстинкт потребления.
8. Не выбрасывайте отходы, а сдавайте их на переработку.