Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно
Раздел "Биоразнообразие" - ОСТРОМИЧСКАЯ СШ

Разделы сайта

Раздел "Биоразнообразие"

Направление «Биоразнообразие»

Цель: формирование у учащихся осознанного представления о биоразнообразии на пришкольной территории.

Задачи: содействовать формированию умений распознавать виды в природе и вести наблюдения за ними, оказывать помощь животным в зимний период; способствовать выработке трудовых навыков; организовывать ситуацию выбора и воспитания потребности в сохранении биоразнообразия.

Задание

Даты выполнения

Кол-во участников

Целевые группы

Краткое описание

выполнения задания (этапы)

Показатели,

по которым оценивалось

выполнение задания

1.3

Изучить разнообразие аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников

на пришкольной территории

(или прилегающей

к школе территории).

8-13

апреля,

13-18 мая 2019 г.

65

Учащиеся

6, 7, 8 кл.

1. Работа с литературой по изучению разнообразия аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников, произрастающих в Беларуси.

2. Распознавание видов деревьев и кустарников, произрастающих на пришкольной территории, подсчет количества особей  каждого вида.

3. Выделение из данного списка аборигенных видов.

4. Создание картосхемы пришкольной территории.

5. Нанесение на картосхему местонахождение всех аборигенных видов деревьев и кустарников.

6. Создание фотографий 10 видов деревьев и кустарников и размещение их рядом с картосхемой.

7. Занесение информации о 10 видах деревьев и кустарников на пришкольной территории в  он-лайн базу данных florafauna.by.

1. Наличие на стенде «Зеленая школа» картосхемы пришкольной территории с обозначением местонахождения всех аборигенных видов деревьев и кустарников, их изображениями.

2. Наличие на  сайте школы информации о разнообразии деревьев и кустарников на пришкольной территории.

3. Наличие информации о 10 видах деревьев и кустарников на пришкольной территории в  он-лайн базе данных florafauna.by.

4. Экскурсия «Встреча с деревом».

5. Презентация «Определитель деревьев и кустарников».

1.4

Изучить разнообразие птиц на пришкольной территории (или прилегающей  к школе территории).

1-6

апреля,

6-11 мая 2019 г.

43

Учащиеся

6, 7, 8 кл.

1. Работа с литературой по изучению разнообразия птиц Беларуси.

2. Узнавание видов птиц в природе.

3. Фотографирование птиц.

4. Создание картосхемы пришкольной территории.

5. Нанесение на картосхему мест наблюдения птиц.

6. Создание фотографий 10 видов птиц по снимкам учащихся и взятым из интернета и размещение их рядом с картосхемой.

7. Занесение информации о 10 видах птиц на пришкольной территории в  он-лайн базу данных florafauna.by.

1. Наличие на стенде «Зеленая школа» картосхемы пришкольной территории с обозначением мест наблюдения птиц, их изображениями.

2. Наличие на сайте школы информации о 10 видах птиц, встречаемых  на пришкольной территории.

3. Наличие информации о 10 видах птиц в  он-лайн базе данных florafauna.by.

4. Интерактивная игра «В мире пернатых».

1.5

Изучить разнообразие наземных насекомых на пришкольной территории (или прилегающей  к школе территории).

22

апреля –

25 мая 2019г.

65

Учащиеся

6, 7, 8 кл.

1. Работа с литературой по изучению разнообразия насекомых Беларуси.

2. Узнавание видов насекомых в природе.

3. Фотографирование насекомых.

4. Создание картосхемы пришкольной территории.

5. Нанесение на картосхему мест наблюдения насекомых.

6. Создание фотографий 10 видов насекомых по снимкам учащихся и взятым из интернета и размещение их рядом с картосхемой.

7. Занесение информации о 10 видах насекомых на пришкольной территории в  он-лайн базу данных florafauna.by.

1. Наличие на стенде «Зеленая школа» картосхемы пришкольной территории с обозначением мест наблюдения насекомых, их изображениями.

2. Наличие на сайте школы информации о 10 видах наземных насекомых на пришкольной территории.

3.  Наличие информации о 10 видах насекомых на пришкольной территории в  он-лайн базе данных florafauna.by.

4. Тестирование «Насекомые пришкольной территории».

1.8

Создать и разместить на пришкольной территории или территории, прилегающей к школе, искусственные гнездовья для птиц, убежища для летучих мышей.

Январь – март 2019 г.

12

Учащиеся

8 кл.

 

1. Выбор модели гнездовий для певчих птиц, аистов.

2. Изготовление гнездовий.

3. Выбор места для размещения гнездовий на пришкольной территории.

4. Размещение гнездовий на пришкольной территории.

5. Создание картосхемы пришкольной территории.

6. Нанесение местонахождения искусственных гнездовий для птиц на картосхему пришкольной территории.

7. Фотографирование искусственных гнездовий.

1. Наличие восьми искусственных гнездовий на пришкольной территории.

2. Наличие на сайте школы  картосхемы пришкольной территории с отмеченными местонахождениями гнездовий.

2. Наблюдение в апреле и мае за скворцами и дроздами, заселившимися в искусственные гнездовья.

3. Зимняя подкормка птиц, квартирующих в искусственных гнездовьях.

1.10

Создать и разместить на пришкольной территории или территории, прилегающей к школе, «Клумбу для бабочек».

Апрель - сентябрь 2019 г.

20

Учащиеся

9 кл.

 

1. Выбор места и формы клумбы.

2. Создание клумбы.

3. Подбор декоративных растений, которые в период цветения часто посещаются бабочками.

3. Посев семян и высадка рассады.

4. Уход за клумбой.

5. Нанесение местонахождения клумбы для бабочек на картосхему пришкольной территории.

6. Наблюдение за бабочками и другими  насекомыми, посещающими клумбу.

1. Наличие клумбы площадью в 4,4 м2 для привлечения бабочек.

2. Наличие на сайте школы  картосхемы пришкольной территории с отмеченным местонахождением клумбы для бабочек, а также  фотографий клумбы, бабочек и других насекомых на ней.

3. Конкурс рисунков «Летающие цветы».

1.11

Создать пруд, заселить его растениями. При наличии старого пруда – провести изучение его состояния, при необходимости принять меры по увеличению его биоразнообразия.

Апрель- май 2019 г.

12

Учащиеся 11 кл.

1. Изучение состояния пруда.

2. Очистка пруда от листового опада.

3. Подбор растений для озеленения пруда.

4. Экспедиция на реку за представителями местной флоры.

5. Заселение в пруд растений из дикой природы.

1. Благоустроенный пруд с водной флорой и фауной.

2. Наличие на сайте школы  картосхемы пришкольной территории с отмеченным местонахождением пруда, а также  фотографий самого пруда и его обитателей.

 

Ответственный работник за выполнение заданий - Кривченя Л. С.

 Задание 1.3

Разнообразие деревьев и кустарниковна пришкольной территории

Происхождение вида
Деревья
Кол-во
особей
Кустарники
Кол-во особей
Аборигенные виды
Ель европейская
Ива плакучая
Береза бородавчатая
Ясень высокий
Дуб черешчатый
Рябина обыкновенная
Липа мелколистная
Дикая лесная вишня  
Каштан конский
Яблоня лесная
Груша лесная
Тополь черный
Крушина ломкая
Боярышник кроваво-красный
10
2
55
5
1
4
14
1
2
1
2
1
1
 
1
Можжевельник обыкновенный
Черемуха обыкновенная
 
 
1
3
 Интродуциро-
 ванные виды
Ель голубая
Клен канадский
Дуб красный
Сумах (уксусное дерево)
7
11
1
3
Форзиция
Карагана
Спирея городчатая
Снежноягодник
10
2
1
2
Культурные формы
Яблоня
Абрикос
Церападус
34
10
1
Сирень
Рябина черноплодная
Туя
Самшит
Гортензия
1
1
26
17
1

 

 Задание 1.4

Разнообразие птиц на пришкольной территории

 

Название вида

Время наблюдения

Поведение

Встречаемость

Воробей домовый

Круглый год

Поиск пищи

Часто

Воробей полевой

Круглый год

Поиск пищи

Часто

Синица большая

Осень - весна

Поиск пищи

Часто

Лазоревка обыкновенная

Осень - весна

Поиск пищи

Часто

Скворец обыкновенный

Весна, лето

Гнездование

Часто

Дрозд-рябинник

Весна, лето

Гнездование

Часто

Вяхирь

Весна, лето

Гнездование

Часто

Трясогузка белая

Весна, лето

Поиск пищи

Редко

Большой пестрый дятел

Круглый год

Поиск пищи

Очень редко

Галка

Круглый год

Поиск пищи

Редко

Аист белый

Весна, лето

Гнездование

Часто

Зяблик

Весна, лето

Поиск пищи

Редко

Снегирь обыкновенный

Зима

Поиск пищи

Очень редко

Щегол

Лето

Поиск воды

Очень редко



Задание 1.5

Разнообразие наземных насекомых на пришкольной территории

Название вида

Местонахождение

Поведение

Муравей садовый черный

Под камнями

сухого русла

Разбегаются, уползают в норки

Красноклоп бескрылый

(клоп-солдатик)

У ствола березы

Группа клопов хаотично передвигается

Бронзовка золотистая

На стволе дуба

Сидит на обогреваемой солнцем стволе

Жук майский

В траве под кленом

Пытается выбраться из высокой травы

Коровка семиточечная

На листьях форзиции

Сидит, выпустив перепончатые крылья из-под надкрыльев

Шмель

На цветках бархатцев

Летает с характерным жужжанием

Крапивница

Над цветками лаванды

Летает

Павлиний глаз дневной

На асфальтированной дорожке

Сидит с расправленными крыльями

Капустница

На цветках цинии

Сидит, сложив крылья

Кобылка

На траве под туей

Передвигается прыжками

Стрелка-девушка

Над прудом

Зависающий полет

 

 

Задание 1.8

Уже по давней традиции каждой весной кормушки для птиц, развешенные на пришкольной территории, сменяются искусственными гнездовьями. 

 

 

Один из них разместили на ближайшем к школе ясене. Из окон ребята вели наблюдение за поселившейся здесь семьей скворцов, а также за белочкой, которая за зиму привыкла приходить за лакомствами в нашей кормушке. 

 

Вторым удачным с точки зрения наблюдения было гнездовье на дубе, его заняла семья дроздов. Особый интерес вызывали птенцы: большие и неуклюжие, они не раз запутывались в траве в период первых попыток покинуть гнездо.

 

 Задание 1.10

Клумбу для бабочек мы расположили напротив Побережья Романтических Встреч. Ее нельзя перепутать ни с одной из множества имеющихся других клумб, так как ее форма говорит сама за себя. При оформлении клумбы использовали инертные материалы. Подбор декоративных растений осуществили с учетом местных традиций – это бархатцы, летние георгины, герани, гладиолусы, цинии.

 

Как показали наши наблюдения, данная цветовая палитра привлекла внимание не только бабочек, но и многих других насекомых. Возможно, также повлияло близкое расположение пруда, так как общеизвестно, что домашние пчелы и многие осы пьют воду.

 

Не раз возле клумбы проводились занятия с юными друзьями кисти из кружка «Рисование» и воспитанниками летнего пришкольного оздоровительного лагеря (учащиеся 1-7 классов), во время которых ребята наблюдали особенности строения, поведения и разнообразие насекомых.

 Задание 1.11

Как только вы окажитесь на территории нашей школы, ваше внимание сразу привлечет Побережье Романтических Встреч. Такое название закрепилось за уютным уголком с групповыми посадками хвойников, в центре которого расположен пруд. Особую атмосферу месту придают фонтан и фонари.

 Пруд был заложен в 2008 году. Каждый год контролируется его состояние и принимаются необходимые меры по благоустройству. По традиции эту работу осуществляют учащиеся 11 класса.

 Картосхема пришкольной территории

Условные обозначеия