Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно
Аттестация работников - ОСТРОМИЧСКАЯ СШ

Аттестация работников

Нормативные правовые документы

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫРЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

3 октября 2017 г. № 50
О внесении изменений в постановление Министерства
труда Республики Беларусь от 28 апреля 2001 г. № 53

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Об аттестации педагогических работников

Первый этап – организационный, который включает в себя проведение собрания коллектива педагогических работников учреждения образования для выборов аттестационной комиссии в соответствии с требованиями и сроками, которые устанавливает Инструкция (пп. 11–15 Инструкции). Принятые решения оформляются протоколом заседания (приложение 1 в основном документе, далее прил.).

В состав аттестационной комиссии входит не менее пяти человек (педагогические работники, имеющие первую, высшую квалификационную категорию, квалификационную категорию «учитель-методист»), а также руководитель организации системы образования или, по его решению, другое уполномоченное лицо (прил.2) и представитель профсоюзного комитета 

До проведения процедуры тайного голосования из числа членов коллектива педагогических работников избирается счетная комиссия в составе не менее трех человек (в составе председателя и членов комиссии), которая организует тайное голосование, осуществляет подсчет голосов и оформление протокола счетной комиссии по итогам избрания аттестационной комиссии (прил. 4–6).

Аттестационная комиссия избирает из числа членов комиссии председателя, заместителя председателя, секретаря (прил. 7).

Состав аттестационной комиссии учреждения образования утверждается приказом руководителя учреждения (прил. 8) до 1 октября текущего учебного года и доводится до сведения педагогических работников. Срок полномочий аттестационной комиссии – один год с даты подписания приказа о еѐ создании.

При управлении (отделе) образования (спорта и туризма) создается аттестационная комиссия для аттестации учителей учреждений общего среднего образования, которые претендуют на присвоение (подтверждение) квалификационной категории «учитель-методист», а также для аттестации педагогических работников организаций системы образования, в которых из-за малого количества педагогических работников нельзя избрать комиссию в количестве, определенном Инструкцией.

Второй этап – подготовительный. Данный этап включает:

-прием заявлений от желающих пройти аттестацию на присвоение квалификационной категории (прил. 9). Аттестация на присвоение квалификационных категорий проводится только по инициативе педагогического работника, который подает заявление в соответствующую аттестационнуюкомиссию;

-рассмотрение заявлений претендентов на квалификационную категорию, которое осуществляется на заседании аттестационной комиссией.

Аттестационная комиссия принимает решение о допуске или отказе в допуске к прохождению аттестации.

Обязательными условиями допуска педагогического работника к прохождению аттестации на присвоение квалификационной категории являются (п. 18 Инструкции):

- соответствие полученного образования квалификационным требованиям.

Данное требование учитывается во всех случаях допуска (отказа в допуске) педагогического работника к аттестации и определяется по диплому об образовании. В целях уточнения уровня профессионального образования и наличия специального образования соответствие полученного образования квалификационным требованиям может устанавливаться на основании ОКРБ. В случае, если данная специальность отсутствует в ОКРБ, для уточнения информации необходимо обращаться в государственное учреждение образования «Республиканский институт высшей школы»(http://www.nihe.bsu.by).

Пунктом 9 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012

№ 1, (далее – Общие положения), определено, что наличие у служащего диплома о высшем (среднем специальном) образовании по специальности, не соответствующей квалификационным требованиям, предполагает, как правило, необходимость освоения им содержания образователь- ной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее (среднее специальное) образование, в соответствии с профилем (направлением) образования, специальностью, которые указаны в разделе «Квалификационные требования»;

- наличие стажа работы в соответствии с требованиями Инструкции (части первая, вторая и шестая п. 19 Инструкции). Данное требование не учитывается в случаях, которые предусмотрены частью третьей– пятой, седьмой п. 19, пп. 20, 20-1 Инструкции. Стаж работы по занимаемой должности и сроки получения предыдущей категории определяются по трудовой книжке (выписке изприказа).

По общему правилу претендовать на присвоение второй квалификационной категории имеют право педагогические работники, которые имеют стаж работы два года. Исключением является присвоение педагогическому работнику второй квалификационной категории без учета стажа работы в должности. К таким педагогическим работникам относятся лица, получившие диплом о высшем образовании с отличием, среднем специальном образовании с отличием, диплом магистра или диплом исследователя;

- освоение содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов образования, которая предусмотрена Положением о повышении квалификации. В данном случае необходим документ, подтверждающий прохождение повышенияквалификации.

Переподготовка, стажировка, получение образования в очной и заочной форме не относится к освоению содержания образовательной программы повышения квалификации.

На основании Инструкции (п. 19, часть 7) педагогические работники, которым квалификационная категории присвоена в зарубежных странах, допускаются к аттестации на присвоение той же квалификационной категории без учета стажа работы в должности, по которой они проходят аттестацию. При этом необходимо установить соответствие образования квалификационным требованиям. Документы об образовании должны быть признаны в Республике Беларусь в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 июля 2011 г. № 981 «Об утверждении Положения о порядке признания документов об образовании, выданных в иностранных государствах, и установления их эквивалентности (соответствия) документам об образовании Республики Беларусь, признания и установления соответствия периодов обучения, курсов высшего образования в организациях иностранных государств». Для допуска к аттестации необходимо так же пройти повышение квалификации в установленные сроки. При аттестации на присвоение высшей квалификационной категории данные педагоги должны сдавать квалификационный экзамен.

Педагогические работники, занятые в должности на условиях совместительства, могут проходить аттестацию в установленном порядке (часть третья п. 20 постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1 в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты от 30.06.2014). Если руководитель (заместитель руководителя) учреждения образования (организации) занят в должности учителя (или иной «категорируемой» должности педагогического работника) по совместительству, он имеет право на присвоение ему квалификационной категории.

Пунктом 14 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16.06.2014 № 40, установлен порядок внесения в трудовую книжку работника сведений о работе по совместительству. Данные сведения вносятся нанимателем по месту основной работы на основании документа, подтверждающего работу по совместительству. В связи с тем, что данным нормативно-правовым актом не предусмотрен порядок внесения сведений о присвоении работнику квалификационной категории не по месту основной работы, полагаем возможным вносить такие сведения в трудовую книжку в аналогичном порядке.

В соответствии с положениями ЕКСД по таким должностям, как руководитель, директор (начальник, заведующий, заместитель заведующего по основной деятельности) (далее – руководители) не предполагается присвоение квалификационных категорий («категорирования»). Следовательно, руководители не проходят аттестацию на присвоение

или подтверждение квалификационной категории по занимаемой должности.

Осуществление руководителем в рабочее время оплачиваемой педагогической деятельности в части реализации образовательных программ (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 30.03.2007 № 26) не наделяет его правом пройти аттестацию на присвоение (подтверждение) квалификационной категории в связи с тем, что он не занимает «категорируемую» должность педагогического работника на условиях трудового договора.

Вместе с тем в случаях выполнения руководителями на условиях совместительства работы в должностях, по которым в соответствии с положениями ЕКСД предусматривается категорирование (например, должность учителя), данные педагогические работники обладают правом пройти аттестацию на присвоение квалификационной категории. В указанных случаях присвоение категории производится по должности, которую руководители занимают на условиях совместительства, и регламентируется Инструкцией.

В случае положительного решения о допуске к аттестации (прил. 10, 11, 15), руководителем организации системы образования издается

приказ (прил. 12, 16), которым определяются:

- сроки проведения аттестации;

- списки педагогических работников, которые допущены к прохождению аттестации на присвоение квалификационной категории, а также проходят обязательную аттестацию на подтверждение квалификационнойкатегории;

- график аттестации (прил. 13). График аттестации согласовывается с профсоюзным комитетом учрежденияобразования.

С приказом педагогические работники должны быть ознакомлены в течение трѐх рабочих дней со дня его издания.

Аттестация на подтверждение квалификационной категории проводится по инициативе руководителя организации системы образования в случаях, предусмотренных п. 5 Инструкции.

Руководитель организации вносит на рассмотрение педагогического совета (совета учреждения образования) вопрос о подтверждении квалификационной категории работника. В случае согласия педагогического совета (совета учреждения образования) с предложением о проведении аттестации на подтверждение квалификационной категории в отношении педагогического работника информация о данном решении (выписка из протокола) передается руководителю учреждения образования (прил. 14). За подписью руководителя учреждения образования издается приказ об обязательной аттестации на подтверждение квалификационной категории.

На основании приказа руководителя учреждения образования (прил. 12), за его подписью выдается направление на сдачу квалификационного экзамена на присвоение (подтверждение) высшей квалификационной категории (прил. 17). Направление высылается в учреждение, в котором создана квалификационная комиссия по данному направлению педагогической деятельности (Приложение к Инструкции). В направлении обязательно должна быть указана электронная почта учреждения образования.

Для педагогических работников, которые претендуют на присвоение квалификационной категории «учитель-методист», кроме вышеперечисленных требований предъявляются дополнительные, а именно:

-наличие авторской методики преподавания учебного предмета либо личного опыта, который обобщен (от уровня района до уровня республики) и используется другими учителями учреждений общего среднегообразования;

-публикации в научно-методических и других изданиях об опыте применения современных технологий обучения и воспитания, использования эффективных форм, методов и средствобучения;

-опыт руководства методическим формированием, сопровождения профессионального роста педагогов, проведения занятий с педагогами по актуальным проблемам образовательной практики, распространения эффективных технологий, методик, приемов, средствобучения.

Решение о допуске к аттестации на присвоение квалификационной категории «учитель-методист» принимает аттестационная комиссия отдела (управления) образования, спорта и туризма местного исполнительного и распорядительного органа (прил. 11). В случае положительного решения о допуске к аттестации, руководителем отдела (управления) образования, спорта и туризма местного исполнительного и распорядительного органа издается приказ (прил. 12), которым определяются:

-сроки проведения аттестации;

-списки педагогических работников, которые допущены до аттестации на присвоение квалификационной категории «учитель- методист»;

-график аттестации (прил. 13). График аттестации согласовывается с профсоюзным комитетом.

На основании приказа начальника отдела (управления) образования, за его подписью выдается направление (прил. 18) на сдачу квалификационного экзамена в Государственное учреждение образования «Академия последипломного образования» (далее – академия).

Составляющей частью третьего этапа аттестации на присвоение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист» является квалификационный экзамен.

От сдачи квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение (подтверждение) высшей квалификационной категории, в соответствии с п. 30 Инструкции, освобождаются некоторые педагогические работники.

Особое внимание следует обратить на соблюдение подпункта 30.5 пункта 30. Инструкции (в части «педагогических работников, которые за последние пять лет подготовили победителей (гран-при … дипломы I, II, III степени) и (или) призеров международных и республиканских фестивалей, конкурсов, других художественно-творческих соревнований» и т. д. по тексту). Обязательным требованием является наличие официального Положения (приказа или иного удостоверяющего документа) о проведении конкурса, фестиваля, выставки и других мероприятий. Данные мероприятия проводятся в соответствии с законодательством РеспубликиБеларусь.

Например: аттестация педагогических работников на высшую квалификационную категорию без квалификационного экзамена, в соответствии с подпунктом 30.6 пункта 30, может осуществляться только в случае, если в положении о проведении конкурса указано, что это конкурс учителей или научно-педагогических работников, но не конкурс методических разработок, конкурс разработок уроков и т. д.

Также квалификационный экзамен не сдают педагогические работники, которые проходят аттестацию на присвоение высшей квалификационной категории на основании п. 20 Инструкции.

Например: педагогический работник имеет высшую квалификационную категорию по должности «Учитель». С текущего учебного года он по совместительству стал работать педагогом дополнительного образования без квалификационной категории. Педагогический работник имеет право пройти аттестацию на присвоение высшей квалификационной категории по должности «Педагог дополнительного образования» на основании данногопункта.

В учреждениях образования, которым дается право проведения квалификационных экзаменов, создаются квалификационные комиссии, определяются сроки проведения квалификационных экзаменов, составляются графики. Квалификационные комиссии для проведения квалификационных экзаменов в процессе аттестации на присвоение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель- методист» утверждаются решением руководителя учреждения образования.

В соответствии с утвержденными графиками проведения квалификационных экзаменов в учреждения образования по электронной почте высылается письмо-приглашение (прил. 19) с указанием сроков его проведения и необходимым перечнем документов, предоставляемых в

квалификационную комиссию, что является основанием для командирования педагогического работника на квалификационный экзамен.

Для проведения квалификационных экзаменов на присвоение высшей квалификационной категории разработаны программы, которые размещены на сайтах учреждений образования (на базе этих учреждений созданы квалификационные комиссии), где педагогический работник планирует сдавать квалификационный экзамен. Процедура квалификационного экзамена на присвоение (подтверждение) высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель- методист» описана в частях 2–3 данных материалов.

В соответствии с Инструкцией (п. 45) в институтах развития образования создается апелляционная комиссия (прил. 21).

Третий этап – изучение педагогической деятельности аттестуемого (прил. 22), подготовка аналитической информации о деятельности аттестуемого на вторую и первую квалификационные категории, а при наличии положительных результатов квалификационного экзамена – на присвоение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист» (прил. 20).

Требования к оценке педагогической деятельности в процессе аттестации определены в приложении 28.

Для педагогических работников, реализующих содержание образовательных программ по учебным предметам (учебным дисциплинам) общеобразовательного компонента учреждений образования системы профессионально-технического образования, системы среднего специального образования предъявляются те же требования, что и к учителям учреждений общего среднего образования. Отличием является моделирование фрагмента педагогической деятельности во время квалификационного экзамена. Экзаменуемый проектирует фрагмент педагогической деятельности по предложенной комиссией теме (разделу) с учетом представленного опыта профессиональной деятельности. Для разработки фрагмента педагогической деятельности квалификационная комиссия предлагает задания по теме (разделу) из учебной программы для третьей ступени общего среднего образования.

В случае, если педагогический работник по результатам квалификационного экзамена получил отметку «не сдал», дальнейшая его аттестация не проводится.

Аттестация проводится для всех педагогических работников, в т. ч. освобожденных от сдачи квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории в соответствии с п. 30 Инструкции и на присвоение квалификационной категории на основании с пп. 20, 20-1Инструкции.

Инструкцией (пп. 22, 23) определены максимальные сроки подготовки аттестационных материалов и проведения аттестации педагогических работников.

Изучение педагогической деятельности аттестуемого, подготовка аналитических материалов о деятельности аттестуемого на вторую и первую квалификационные категории, а при наличии положительных результатов квалификационного экзамена – на присвоение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель- методист» осуществляется аттестационной комиссией в соответствии со сроками, указанными в приказе руководителя организации.

Аналитические материалы готовятся на основании:

- посещенных занятий (учебных, факультативных, поддерживающих, стимулирующих занятий, воспитательных мероприятий), анализа и самоанализа педагогическим работником данных мероприятий, которые позволяют оценить многие педагогические компетентности: умение отбирать содержание образования, ставить цели педагогической деятельности, осуществлять дифференцированный подход в обучении, осуществлять организацию урока на основе деятельностного подхода и др.;

- анализа методических разработок учебных занятий и факультативных материалов к ним. Данные материалы являются источником информации для оценки умений планировать собственную деятельность в направлении отбора содержания, организации деятельности обучающихся, постановки целей и задач идр.;

- результатов учебной деятельности обучающихся, их динамики, анализа результатов мониторинга качества образования. В качестве показателей для анализа могут выступать: успеваемость обучающихся, в том числе в сравнении с предыдущими годами, данные самоконтроля учреждения образования, результаты адаптационных периодов, контрольных срезов, уровень социализации учащихся идр.;

- участия обучающихся в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, смотрах, проектах и т. п. Данный параметр может дополнительно свидетельствовать об умении педагогического работника учитывать индивидуальные образовательные интересы обучающихся, повышать их мотивацию. Данные материалы могут стать важным источником анализа уровня развития педагогической компетентности, отражая ее результативность;

- анализа имеющихся поощрений и наказаний (уточняется по записям в трудовой книжке, личном деле). Данный показатель может позволить повысить объективность оценки профессиональной деятельностиаттестуемого;

- результатов оценки собственной педагогической деятельности педагогического работника. Самооценка, наряду с оценкой аттестационной комиссии, позволяет построить собеседование с аттестуемым, выработать рекомендации по его дальнейшему профессиональному росту. Объективность самооценки педагогического работника позволяет также определить его рефлексивныеспособности;

- результатов самостоятельной работы педагогического работника по совершенствованию предметно-методической компетентности. Данные материалы позволяют оценить достижения педагогического работника в области повышения профессиональногомастерства;

- результатов опроса воспитанников, обучающихся и их законных представителей по определению степени удовлетворенности качеством предоставляемых педагогическим работником образовательныхуслуг.

При проведении аттестации в учреждении образования следует обращать внимание на выполнение педагогическими работниками своих должностных обязанностей. В учреждениях дошкольного образования, дополнительного образования детей и молодежи это проведение занятий с детьми, в учреждениях общего среднего образования – проведение уроков. Анализ проведенных мероприятий позволит подготовить материалы, объективно оценивающие деятельность педагога.

Большое значение для объективности оценки деятельности педагогического работника имеет умение проводить самоанализ проведенного занятия.

Анализ посещенных мероприятий, другие документы (см. выше) позволят объективно оценить успехи педагогического работника, а так- же позволят аттестационной комиссии предложить пути дальнейшего совершенствования педагогического мастерства аттестуемого.

Аналитические материалы подписываются руководителем учреждения.

На основании подготовленных аналитических материалов, изучения уровня профессиональной деятельности педагога готовится характеристика (прил. 23), в которой содержится информация о его деловых  и личностных качествах. Характеристика не должна дублировать содержание аналитическихматериалов.

Четвертый (итоговый) этап – проведение аттестационного собеседования (прил.24). На основании аттестационного собеседования, подготовленных аналитических материалов, характеристики, аттестационная комиссия принимает решение в соответствии с п. 46 Инструкции.

Протокол проведения аттестационного собеседования пишется подробно: кто выступил, какие были заданы вопросы, какие получены ответы и т. д. С решением аттестационной комиссии аттестуемый знакомится под подпись сразу после аттестации.

На основании протокола заседания аттестационной комиссии в 5- дневный срок руководителем организации системы образования, а в случаях, предусмотренных п. 15 Инструкции, – отдела (управления) образования, спорта и туризма местного исполнительного и распорядительного органа издается соответствующий приказ (прил.25). Данный приказ вступает в силу со дня его подписания, после чего делается запись в трудовой книжке 

Для учителей:

Вторая квалификационная категория

1. Отчет о результатах самообразования на бумажном носителе.

Работа по теме по самообразованию.

2.Портфолио.

3. Разработанные планы-конспекты уроков на бумажном носителе (два).

4. Анализ ведения школьной документации: тетрадей, классных журналов, поурочных планов (осуществляет заместитель директора).

5. Посещение членами аттестационной комиссии открытых уроков и их анализ (один).

6. Посещение и анализ членами аттестационной комиссии внеклассных мероприятий по предмету (поддерживающие, стимулирующие, факультативные занятия) (одно).

7. Анализ работы по созданию и развитию образовательной среды предметного кабинета (аттестуемый демонстрирует наработки, анализ осуществляет заместитель директора или руководитель методического объединения).

8. Анализ работы учителя как классного руководителя, анализ внеклассного мероприятия (одно) (если педагогический работник является классным руководителем).

9. Определение уровня самооценки учителя на основе самоанализа
проведенных мероприятий.

10. Диагностика уровня обученности учащихся и анализ динамики
(осуществляет заместитель директора на основе контрольных работ, срезов, мониторинга и т. д.).

11. Результативность участия в олимпиадах, интеллектуальных марафонах, соревнованиях, конкурсах (аттестуемый предоставляет в письменной форме).

12. Анализ работы с законными представителями обучающихся.

13. Анализ методической деятельности (предоставляет руководитель методического объединения).

Первая квалификационная категория

1. Отчет о результатах самообразования на бумажном носителе.

Работа по теме по самообразованию.

2. Портфолио на бумажном носителе и электронном носителях.

3. Разработанные планы-конспекты уроков на бумажном носителе (два).

4. Анализ ведения школьной документации: тетрадей, классных журналов, поурочных планов (осуществляет заместитель директора).

5. Посещение членами аттестационной комиссии открытых уроков и их анализ (два).

6. Посещение и анализ членами аттестационной комиссии внеклассных мероприятий по предмету (поддерживающие, стимулирующие, факультативные занятия) (одно).

7. Анализ работы по созданию и развитию образовательной среды предметного кабинета (аттестуемый демонстрирует наработки, анализ осуществляет заместитель директора или руководитель методического объединения).

8. Анализ работы учителя как классного руководителя, анализ внеклассного мероприятия (одно) (если педагогический работник является классным руководителем).

9. Определение уровня самооценки учителя на основе самоанализа проведенных мероприятий.

10. Диагностика уровня обученности учащихся и анализ динамики (осуществляет заместитель директора на основе контрольных работ, срезов, мониторинга и т.д.).

11. Результативность участия в олимпиадах, интеллектуальных марафонах, соревнованиях, конкурсах (аттестуемый предоставляет в письменной форме).

12. Анализ работы с законными представителями обучающихся.

13. Анализ методической деятельности (предоставляет руководитель методического объединения).

 Высшая квалификационная категория

1. Обобщение опыта педагогической деятельности на бумажном носителе и электронном носителях.

2. Разработанные планы-конспекты уроков на бумажном носителе и в электронном варианте (два).

3. Анализ ведения школьной документации: тетрадей, классных журналов, поурочных планов (осуществляет заместитель директора).

4. Посещение членами аттестационной комиссии открытых уроков и их анализ (два).

5. Посещение и анализ членами аттестационной комиссии внеклассных мероприятий по предмету (поддерживающие, стимулирующие, факультативные занятия) (одно).

6. Анализ работы по созданию и развитию образовательной среды предметного кабинета (аттестуемый демонстрирует наработки, анализ осуществляет заместитель директора или руководитель методического объединения).

7. Анализ работы учителя как классного руководителя, анализ внеклассного мероприятия (одно) (если педагогический работник является классным руководителем).

8. Определение уровня самооценки учителя на основе самоанализа проведенных мероприятий.

9. Диагностика уровня обученности учащихся и анализ динамики (осуществляет заместитель директора на основе контрольных работ, срезов, мониторинга и т. д.).

10. Результативность участия в олимпиадах, интеллектуальных марафонах, соревнованиях, конкурсах (аттестуемый предоставляет в письменной форме).

11. Анализ работы с законными представителями обучающихся.

12. Анализ методической деятельности (предоставляет руководитель методического объединения).

 Для учителей-дефектологов:

Вторая квалификационная категория

1. Отчет о результатах самообразования на бумажном носителе.

2. Разработанные планы-конспекты уроков на бумажном носителе и в электронном варианте (два).

3. Анализ ведения школьной документации: тетрадей, классных журналов, поурочных планов (осуществляет заместитель директора).

4. Посещение членами аттестационной комиссии открытых уроков, занятий и их анализ (один).

5. Анализ работы по созданию и развитию адаптивно-образовательной среды предметного кабинета учителя-дефектолога ПКПП, (аттестуемый демонстрирует наработки, анализ осуществляет заместитель директора или руководитель методического объединения).

6. Анализ материалов диагностической деятельности учителя-дефектолога.

7. Анализ работы с законными представителями обучающихся.

8.Анализ методической деятельности (предоставляет руководитель методического объединения).

Первая квалификационная категория

1. Портфолио на бумажном и электронном носителях.

2. Разработанные планы-конспекты уроков на бумажном носителе и в электронном варианте (два).

3. Анализ ведения школьной документации: тетрадей, классных журналов, поурочных планов (осуществляет заместитель директора).

4. Посещение членами аттестационной комиссии открытых уроков, занятий и их анализ (два).

5. Анализ работы по созданию и развитию адаптивно-образовательной среды предметного кабинета учителя-дефектолога ПКПП, (аттестуемый демонстрирует наработки, анализ осуществляет заместитель директора или руководитель методического объединения).

6. Анализ материалов диагностической деятельности учителя-дефектолога.

7. Анализ работы с законными представителями обучающихся.

8.Анализ методической деятельности (предоставляет руководитель методического объединения).

Высшая квалификационная категория

1. Обобщение опыта педагогической деятельности на бумажном и электронном носителях.

2. Разработанные планы-конспекты уроков на бумажном носителе и в электронном варианте (два).

3. Анализ ведения школьной документации: тетрадей, классных журналов, поурочных планов (осуществляет заместитель директора).

4. Посещение членами аттестационной комиссии открытых уроков, занятий и их анализ (два).

5. Анализ работы по созданию и развитию адаптивно-образовательной среды предметного кабинета учителя-дефектолога ПКПП, (аттестуемый демонстрирует наработки, анализ осуществляет заместитель директора или руководитель методического объединения).

6. Анализ материалов диагностической деятельности учителя-дефектолога.

7. Анализ работы с законными представителями обучающихся.

8.Анализ методической деятельности (предоставляет руководитель методического объединения).

Для педагогов-психологов:

Вторая квалификационная категория

1. Отчет о самообразовании на бумажном носителе.

2. Отзыв-характеристика руководителя психологической службы о ведении необходимой документации, использовании нормативной правовой базы, организации труда (на бумажном носителе).

3. Анализ проведенного открытого мероприятия (одно).

4. Анализ проводимой психологической профилактики среди обучающихся, родителей и законных представителей обучающихся (осуществляет заместитель руководителя учреждения).

Первая квалификационная категория

1. Отчет о самообразовании за период после предыдущей аттестации (на бумажном носителе).

2. Портфолио.

3. Разработанный содержательный план мероприятия (один) в сфере психологической поддержки направлению на бумажном и электронном носителях.

4. Анализ ведения необходимой документации (планов и отчетов, индивидуально профилактических дел, банков данных, отчетных документов по проведению консультаций и иной профессиональной документации), применения нормативных правовых актов в профессиональной деятельности (осуществляет заместитель руководителя учреждения).

5. Анализ организации труда с применением современных информационных технологий (осуществляет заместитель руководителя учреждения).

6. Анализ проведенного открытого мероприятия (одно).

7. Анализ проводимой психологической профилактики среди обучающихся, родителей и законных представите обращений со стороны обучающихся, родителей, законных представителей обучающихся (осуществляет заместитель руководителя учреждения).

8. Количественно качественный анализ обращений со стороны обучающихся, родителей, законных представителей обучающихся.

Высшая квалификационная категория

1. Портфолио.

  1. Анализ и обобщение актуального направления собственной профессиональной деятельности (обобщенный опыт работы по актуальному направлению на бумажном и электронном носителях.

3. Разработанный содержательный план мероприятия (один) в сфере психологической поддержки направлению на бумажном и электронном носителях.

4. Анализ ведения необходимой документации (планов и отчетов, индивидуально профилактических дел, банков данных, отчетных документов по проведению консультаций и иной профессиональной документации), применения нормативных правовых актов в профессиональной деятельности (осуществляет заместитель руководителя учреждения).

5. Анализ организации труда с применением современных информационных технологий (осуществляет заместитель руководителя учреждения).

6. Анализ проведенного открытого мероприятия (одно).

7. Анализ проводимой психологической профилактики среди обучающихся, родителей и законных представите обращений со стороны обучающихся, родителей, законных представителей обучающихся (осуществляет заместитель руководителя учреждения).

8. Количественно качественный анализ обращений со стороны обучающихся, родителей, законных представителей обучающихся.

9. Анализ методической деятельности педагога-психолога и ее востребованность педагогическим сообществом (осуществляется заместителем руководителя учреждения и предоставляется на бумажном носителе).

Для педагогов социальных:

Вторая квалификационная категория

1. Отчет о самообразовании (на бумажном носителе).

2. Отзыв-характеристика руководителя социально-педагогической и психологической службы о ведении необходимого делопроизводства, использовании нормативной правовой базы, организации труда (на бумажном носителе).

3. Анализ проведенного открытого воспитательного мероприятия (одно).

Первая квалификационная категория

1. Отчет о самообразовании за период после предыдущей аттестации (на бумажном носителе).

2. Портфолио.

3. Разработанный содержательный план мероприятия (один) в сфере социального воспитания, социально-педагогической поддержки на бумажном и электронном носителях.

4. Анализ ведения должностной документации (планов и отчетов, индивидуально профилактических дел, банков данных, отчетных документов по проведению консультаций и иной профессиональной документации, применения нормативных правовых актов в профессиональной деятельности (осуществляет заместитель руководителя учреждения).

5. Анализ организации труда с применением современных информационных технологий(осуществляет заместитель руководителя учреждения).

6. Анализ проведенного открытого воспитательного мероприятия(одно).

Высшая квалификационная категория

1. Портфолио.

2. Анализ и обобщение актуального направления собственной профессиональной деятельности (обобщенный опыт работы по актуальному направлению на бумажном и электронном носителях).

3.Разработанный содержательный план мероприятия (один) в сфере социального воспитания, социально-педагогической поддержки на бумажном и электронном носителях.

4. Анализ ведения должностной документации (планов и отчетов, индивидуально профилактических дел, банков данных, отчетных документов по проведению консультаций и иной профессиональной документации), применения нормативных правовых актов в профессиональной деятельности (осуществляет заместитель руководителя учреждения).

5. Анализ организации труда с применением современных информационных технологий(осуществляет заместитель руководителя учреждения).

6. Анализ проведенного открытого воспитательного мероприятия(одно).

Для педагогов дополнительного образования:

Вторая квалификационная категория

1. Отчет о самообразовании (на бумажном носителе).

2. Программа объединения по интересам (соответствующая требованиям, предъявляемым к программам объединений по интересам детей и молодежи)

3. Анализ проведенного открытого занятия (одно).

4. Отзыв характеристика руководителя методического объединения учреждения образования о ведении необходимой планирующей и учетно-отчетной документации, использовании нормативной правовой базы, организации труда (на бумажном носителе).

Первая квалификационная категория

1. Отчет о самообразовании за период после предыдущей аттестации (на бумажном носителе).

2. Программа объединения по интересам(соответствующая требованиям, предъявляемым к программам объединений по интересам детей и молодежи) на бумажном и электронном носителях

3. Портфолио.

4. Содержательный план занятия (один) в объединении по интересам детей и молодежи по профилю на бумажном и электронном носителях.

5. Анализ проведенного открытого занятия (одно).

6. Анализ ведения необходимой планирующей и учетно-отчетной документации (планов и отчетов, и иной профессиональной документации), выполнения требований нормативных правовых актов в профессиональной деятельности (осуществляет заместитель руководителя учреждения или руководитель методического объединения и предоставляется на бумажном носителе).

7. Анализ организации труда с применением современных информационных технологий (осуществляет заместитель руководителя учреждения или руководитель методического объединения и предоставляется на бумажном носителе).

Высшая квалификационная категория

1. Портфолио.

2. Анализ и обобщение актуального направления собственной профессиональной деятельности (обобщенный опыт работы по актуальному направлению на бумажном и электронном носителях).

3.Содержательный план занятия (один) в объединении по интересам детей и молодежи по профилю на бумажном и электронном носителях.

4. Анализ проведенного открытого занятия(одно).

5. Анализ ведения необходимой планирующей и учетно-отчетной документации (планов и отчетов, и иной профессиональной документации), выполнения требований нормативных правовых актов в профессиональной деятельности (осуществляет заместитель руководителя учреждения или руководитель методического объединения и предоставляется на бумажном носителе).

6. Анализ организации труда с применением современных информационных технологий (осуществляет заместитель руководителя учреждения или руководитель методического объединения и предоставляется на бумажном носителе).

7. Анализ методической, проектной, просветительской деятельности педагога, организации взаимодействия с родителями учащихся, педагогами учреждений основного образования, иных направлений профессиональной деятельности (осуществляется заместителем руководителя учреждения или руководителем методического объединения и предоставляется на бумажном носителе).

Для педагогов-организаторов:

Документация педагога-организатора для всех квалификационных категорий (предъявляются):

- план работы педагога-организатора на год, план работы на четверть (полугодие);

-аналитический отчет о работе за год;

- документация ОО «БРПО»:

-план работы пионерской дружины (включая разделы по планированию заседаний совета дружины, работы школы актива ит. п.), решения заседаний совета дружины;

-краткий аналитический отчет о деятельности пионерской дружины за год;

- документация ОО «БРСМ»:

-план работы первичной организации, протоколы собраний; краткий аналитический отчет о деятельности первичной организации за год;

- документация других общественных объединений ведется по аналогии с ведением документации ОО «БРСМ».

Вторая квалификационная категория

1. Отчет о самообразовании (на бумажном носителе).

2. Анализ проведенного открытого мероприятия (одно).

3. Отзыв характеристика заместителя руководителя учреждения образования о ведении планирующей и учетно-отчетной документации, использовании нормативной правовой базы, организации труда (на бумажном носителе).

Первая квалификационная категория

1. Отчет о самообразовании за период после предыдущей аттестации (на бумажном носителе).

2. Портфолио.

3. Содержательный план мероприятия(один) по работе с детскими и молодежными объединениями (на бумажном и электронном носителях).

4. Анализ проведенного открытого мероприятия (одно).

5. Содержательный анализ ведения планирующей и учетно-отчетной документации (планов и отчетов, иной профессиональной документации), выполнения требований нормативных правовых актов в профессиональной деятельности (осуществляет заместитель руководителя учреждения).

6. Анализ организации труда с применением современных информационных технологий (осуществляет заместитель руководителя учреждения).

Высшая квалификационная категория

1. Портфолио.

2. Анализ и обобщение актуального направления собственной профессиональной деятельности (обобщенный опыт работы по актуальному направлению на бумажном и электронном носителях).

3. Содержательный план мероприятия(один) по работе с детскими и молодежными объединениями (на бумажном и электронном носителях).

4. Анализ проведенного открытого мероприятия (одно).

5. Содержательный анализ ведения планирующей и учетно-отчетной документации (планов и отчетов, иной профессиональной документации), выполнения требований нормативных правовых актов в профессиональной деятельности (осуществляет заместитель руководителя учреждения).

6. Анализ организации труда с применением современных информационных технологий (осуществляет заместитель руководителя учреждения).

7. Анализ методической, проектной, просветительской деятельности педагога, организации взаимодействия с учащимися, родителями учащихся, педагогами, иных направлений профессиональной деятельности (осуществляется методическими службами, руководителем методического объединения или заместителем руководителя

Для воспитателей:

Вторая квалификационная категория

1. Отчет о самообразовании (на бумажном носителе).

2. Отзыв характеристика руководителя методического объединения или заместителя директора по воспитательной работе о ведении необходимого делопроизводства, использовании нормативной правовой базы, организации труда (на бумажном носителе).

3. Анализ проведенного открытого воспитательного мероприятия(одно).

Первая квалификационная категория

1. Отчет о самообразовании за период после предыдущей аттестации (на бумажном носителе).

2. Портфолио.

3. Разработанный содержательный план воспитательного мероприятия (один) на бумажном и электронном носителях.

4. Анализ проведенного открытого воспитательного мероприятия(одно).

5. Анализ ведения должностной документации (планов и отчетов, отчетных документов по проведению мероприятий и иной профессиональной документации), применения нормативных правовых актов в профессиональной деятельности.

6. Анализ организации труда с применением современных информационных технологий (осуществляет заместитель руководителя учреждения).

Высшая квалификационная категория

1. Портфолио.

2. Анализ и обобщение актуального направления собственной профессиональной деятельности (обобщенный опыт работы по актуальному направлению воспитания на бумажном и электронном носителях).

3. Разработанный содержательный план воспитательного мероприятия (один) на бумажном и электронном носителях.

4. Анализ проведенного открытого мероприятия (одно).

5. Анализ ведения должностной документации, методической, проектной, просветительской деятельности, организации профессионального взаимодействия в педагогическом коллективе, иных направлений профессиональной деятельности (осуществляет заместитель руководителя учреждения).

6. Анализ организации труда с применением современных информационных технологий (осуществляет заместитель руководителя учреждения).

Примерная структура описания педагогического опыта

1 Информационный блок

1.1. Название темы опыта

Использование средств, приемов, методов и т.п. в образовательной деятельности.

1.2 Актуальность опыта

Противоречия, затруднения, проблемы, встречающиеся в массовой образовательной практике.

1.3. Цели опыта

Развитие способностей, качеств, формирование знаний, умений, навыков обучающихся определенными педагогическими средствами в конкретной образовательной ситуации.

1.4. Задачи опыта

Отражение последовательности действий по достижению цели.

1.5. Длительность работы над опытом. Продолжительность работы, этапы.

 

2 Описание технологии опыта

2.1. Ведущая идея опыта

Выделение наиболее главного, существенного в деятельности автора, акцент на выделенный конкретный аспект деятельности.

2.2. Описание сути опыта

2.2.1. Отражение в общем виде методических и педагогических аспектов опыта – что защищается и как применяется. Желательно представить научную основу опыта, но описывать только те положения, методы и приемы, которые используются в данной работе.

2.2.2. К какому компоненту педагогической системы относятся данные исследования (определение целей содержания; подходы к построению, отбору, структурированию содержания; организация познавательной деятельности обучающихся; определение эффективных методов обучения, воспитания, развития, поиск средств обучения, воспитания, развития, коррекционной работы

и др.).

2.2.3. Отражение педагогического опыта в системе: какие компоненты его составляют, какие взаимосвязи между ними существуют.

2.2.4. Отражение последовательности действий при применении основных приемов, форм, средств в контексте общей логики опыта, алгоритм деятельности обучающихся, поэтапные действия педагогического работника.

2.2.5. Конкретизация материала через примеры каждого компонента системы опыта, фрагменты занятий, пособий и др.

2.2.6. Основные этапы формирования данного опыта, их преемственность.

2.3. Результативность и эффективность опыта

2.3.1. Определение критериев для диагностирования успешности данного опыта, представление методики описания и подсчета результатов.

2.3.2. Доказательность результативности посредством конкретных примеров со ссылкой на материалы приложения.

2.3.3. Определение условий, позитивно и негативно влияющих на эффективность и результативность данного опыта.

 

3. Заключение

3.1. Конкретные выводы и предложения, вытекающие из опыта.

3.2. Перспектива дальнейшего совершенствования данного опыта и своей профессиональной практики.

3.3. Рекомендации по использованию педагогического опыта в деятельности других педагогов, возможности его применения в массовой практике.

3.4. Собственные статьи, выступления с данным опытом в педагогических аудиториях.

Приложения

Приложение 1. Технологические карты, планы-конспекты, занятий, мероприятий.

Приложение 2. Список публикаций автора по теме опыта.

Приложение 3. Примеры дидактических материалов, анкет, опросников и т.д.

 Требования к оформлению опыта педагогической деятельности

Экзаменуемый предоставляет авторскую методику или опыт педагогической деятельности в объеме 10-12 страниц (без приложения). Количество страниц в приложении - до 10. Материалы предоставляются в бумажном варианте и на электронном носителе. Требования к оформлению текста: шрифт - Times New Roman, размер 14 пт, междустрочный интервал - 1,5; параметры страниц: левое поле - 3, правое поле - 1, верхнее и нижнее поля - 2; текст печатается без сокращений, кроме общепринятых аббревиатур; Ссылки на литературу оформляются в квадратных скобках в конце предложения. Например: [7, с. 21].

Оформление литературы — согласно Инструкции по оформлению диссертации, автореферата и публикаций по теме диссертации, утвержденной постановлением Президиума Государственного высшего аттестационного комитета Республики Беларусь от 24 декабря 1997 г. № 178 (в редакции постановления ВАК РБ 15.08.2007 № 4    http://vak.org.by/.

Страницы нумеруются внизу справа, первый лист не нумеруется. Первый лист - титульный. Основной текст начинается со второй страницы. В тексте могут выделяться разделы.

 

Образец оформления титульного листа:

____________________________________________________________________

(название учреждения образования)

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА УРОКАХ

РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ

МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ»

 Иванов Иван Иванович,

учитель русского языка

8 (029) 377-23-35;

e-mail: iwanov@yandex.ru

Самоанализ представляет собой изучение педагогом состояния, результатов своей профессиональной деятельности, установление причинно-следственных связей между элементами педагогических явлений, определение путей дальнейшего совершенствования профессиональной деятельности. Самоанализ деятельности обладает рядом функций: диагностической, познавательной, преобразующей, самообразовательной.

Целью представления аттестуемым самоанализа является подтверждение педагогическим работником достигнутого уровня квалификации, выражающегося:

© в освоении им новейших достижений педагогической науки и практики,

© в умении творчески решать педагогические (управленческие) задачи,

© в умении осуществлять оптимальный отбор методов, средств, форм обучения и воспитания (управления),

© в умении самостоятельно разрабатывать, апробировать и успешно применять современные педагогические (управленческие) технологии и их элементы,

© в умении создавать условия для реализации личностных возможностей обучающихся (воспитанников, педагогических работников),

© в умении применять на практике исследовательские и опытно-экспериментальные методы обучения и воспитания,

© в умении планировать и организовывать самообразование обучающихся (педагогических работников) исобственное самообразование.

Самоанализ призван дать полное представление о работе педагога и результативности его деятельности, содержать выводы о причинах успехов и проблемных моментах, наметить перспективы.

При подготовке самоанализа следует помнить: самоанализ – это не статистический отчет! Предмет самоанализа – не данные статистики, а аналитические индикаторы и показатели, содержательно характеризующие деятельность педагога. Содержание самоанализа – это не представление имеющихся данных за определенный период, а анализ и интерпретация собственной деятельности.

Типичные ошибки, которые может допустить педагог при подготовке и написании самоанализа деятельности:

1. Педагог пишет только о том, что им сделано за отчетный период.

Для самоанализа первостепенно важно не то, что сделано педагогом за определенный период времени, а то, какая задача им решается, почему именно эта задача является для него актуальной, что делается педагогом для решения этой задачи, и каков результат его деятельности. То есть сначалаформулируетсяпроблема, атолькопотомговоритсяошагах, способствующихеерешению.

2.Избыток фактов и цифр.

Зачастую в самоанализе педагог указывает огромное количество фактов и цифр, которые не несут никакой содержательной информации и никак не участвуют ни в оценке ситуации, ни в планируемых педагогом видах деятельности. Для самоанализа важно, прежде всего, то, для чего педагогом применялись те или иные методы, приемы и технологии, почему именно их использовал педагог в своей деятельности, как их использование повлияло на конечный результат.

3. Педагог не указывает, с какими трудностями он сталкивается в процессе своей профессиональной деятельности.

Среди педагогов (особенно среди аттестующихся на высшую квалификационную категорию) бытует мнение, что у них не должно быть никаких трудностей, иначе о каком соответствии той или иной категории может идти речь.

При подготовке самоанализа следует помнить, что практика становится источником профессионального роста педагога лишь в той мере, в какой она является объектом структурированного анализа: неотрефлексированная практика бесполезна и со временем ведет не к развитию, а к профессиональной стагнации педагога. Педагогическая рефлексия в деятельность – это процесс последовательных действий от затруднения (сомнения) к его обсуждению с самим собой и к поиску выхода из него. Умение видеть существующие в профессиональной деятельности проблемы, планировать выход из сложившейся ситуации характерны только для сложившегося педагога-профессионала. С помощью рефлексивных способностей, которые включают в себя ряд основных интеллектуальных умений, можно управлять собственной профессиональной деятельностью.

Помните: написание самоанализа – это аналитическая деятельность, требующая глубокого осмысления собственного опыта и перспектив развития.

Вопросы для подготовки самоанализа учителем:

1. Насколько цель вашей профессиональной деятельности согласуется с целями деятельности образовательного учреждения, в котором Вы работаете?

2. Какие важные проблемы Вам удалось решить за период, прошедший после последней аттестации? В каком виде представлены результаты разрешения проблем.

3. Какова Ваша роль в реализации программы развития образовательного учреждения, в котором Вы работаете?

4. Каким образом Вы учитываете образовательные потребности детей в своей профессиональной деятельности? Насколько цели, задачи и деятельность согласуются с учетом индивидуальных потребностей обучаемых?

5. Что Вами делается для эффективного использования времени детей и Вас самого, как педагога, на уроке и вне его? Какие технологии и приемы обучения Вы используете в своей педагогической деятельности? Насколько они соотносятся с потребностями учащихся?

6. Как организуется взаимодействие с классом на занятиях и вне их? Как организовано сотрудничество школьников на уроке?

7. Определите уровень познавательного интереса обучаемых на Ваших уроках? Что предпринимается для развития интереса к изучаемому предмету?

8. Каким образом обеспечивается удовлетворение образовательных потребностей отдельных учащихся с отличающимися возможностями или склонностями?

9. Какова динамика успеваемости учащихся по преподаваемому Вами предмету?

10.Какие методы оценки деятельности обучаемых детей Вы используете? Насколько они соответствуют поставленным целям? Каким образом используется информация, полученная в результате оценки? Каково участие обучаемых в оценке их учебной деятельности?

11.Оцените уровень психологической атмосферы в классе: какие меры Вами предпринимаются по созданию обстановки взаимного доверия, уважения, открытости.

12.Каким образом Вы взаимодействуете с родителями? Как сообщается информация об учебных достижениях? Как Вами учитываются мнения родителей и их запросы относительно успеваемости и прогресса ребенка?

13.Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с коллегами?

14.Как Вы повышаете уровень профессионального мастерства? Какое место здесь занимает самообразование?

15.С какими трудностями Вы сталкиваетесь в своей профессиональной деятельности? Каким образом преодолеваете их? Результат.

Структура самоанализа:

 

1.определение темы, которая легла в основу работы. Тема должна быть актуальной, соответствовать тенденциям развития образования;

2.выделение исследуемой проблемы, которая вытекает из темы и как бы сужает границы поиска;

3.основные теоретические позиции, идеи, которые явились исходными при проведении опытной работы и лежат в основе методических находок.

4.выделение ведущих идей своего педагогического опыта, которые легли в основу совершенствования педагогической практики. Обоснование их в соответствии с социально-педагогическими условиями жизнедеятельности учащихся в данной социокультурной среде. Характеристика особенностей учащихся, уровень их развития на начало работы;

5.краткая характеристика содержания образовательной области предмета, ее функций и возможностей в развитии учащихся. Остановитесь на особенностях программы, особенностях реализации базисного учебного плана. Новизна подходов к преподаванию области знаний, предмета, вида деятельности;

6.особенности выбранной технологии, чтобы образование и воспитание носило развивающий, деятельностный  характер;

7.описание системы уроков, других форм работы, направленных на реализацию вышеизложенных идей, уделив особое внимание содержательной стороне, формам и методам работы, позволяющим достигнуть более высоких результатов в развитии учащихся по сравнению с имеющимся традиционным опытом;

8.аргументация нововведений, подтверждение их диагностическим материалом (промежуточными и итоговым срезами);

9.анализ результативности своего педагогического опыта по соответствию результатов прогнозируемым целям и задачам, сформулированным вначале. Выводы должны четко определить сущность педагогического опыта, находок, нововведений, их новизну, оригинальность, соответствие тенденциям развития образования.