С 19.08.2021 по 21.08.2021 в НДЦ "Зубренок" состоится фестиваль воспитательно-оздоровительных учреждений образования "В дружбе и единстве наша сила - это должен каждый с детства понимать", в котором команда лагеря труда и отдыха "Пульс" нашей школы примет участие от Брестской области. На фестивале будут представлены инновационные проекты, показаны мастер-классы по программам дополнительного образования, а также будут работать площадки педагогического мастерства.
Наша школа представляет социально-значимый проект "За Беларусь!"
ВВЕДЕНИЕ
Забота о подрастающем поколении - одно из наиболее важных направлений воспитательной работы школы. Тем более важно, чтобы во время летних каникул дети смогли интересно и хорошо отдохнуть. Задача педагогов на этом этапе - обеспечить разнообразную, полезную и содержательную деятельность ребят.
Летний период – один из важнейших этапов в жизни школы. В это время формируется фундамент следующего года обучения. Важно также поддерживать материально-техническое состояние школы. Именно в этом направлении учащиеся могут помочь школе. Это и наведение порядка на территории школы и внутри самой школы; и вынос строительного мусора после ремонта кабинетов и коридоров; работа в библиотеке (починка книг, создание каталогов и т.д.); починка мебели; озеленение территории.
Самим детям такая работа тоже необходима. Это и материальная поддержка, и приобретение первичных профессиональных умений и навыков, и воспитание бережного отношения к имуществу школы.
Но не стоит забывать про отдых, здоровье. Для этих целей в программу необходимо включить оздоровительные и культурно-массовые мероприятия. Такая форма организации летней занятости подростков, как лагерь труда и отдыха, несомненно, поможет использовать период летнего отдыха учащихся для укрепления здоровья, развития физических сил, обогащения знаниями и новыми впечатлениями. Такая форма активного отдыха содействует развитию и сплочению, как временного детского коллектива, так и создаёт основу для развития социального интеллекта учащегося и применения полученного опыта взаимодействия в любом коллективе, в том числе в последующей учебной деятельности.
В учреждении образования «Остромичская средняя школа» в лагере труда и отдыха «Пульс» с дневным пребыванием детей в этом году реализовался социально-значимый проект по формированию гражданской позиции воспитанников «За Беларусь!» в течение одной лагерной смены (в период с 7 июня по 26 июня).
Основной состав лагеря - это воспитанники в возрасте 14-16 лет. При комплектовании отряда особое внимание уделялось детям из многодетных, малообеспеченных и неполных семей, а также учащихся, состоящих на различных видах учёта.
Проект «За Беларусь» представляет собой модель организации летней лагерной смены, особенностью которой является вариативное использование различных технологий организации смены на всех этапах смены и включении детей в активно-познавательную деятельность.
Цель:
создание оптимальных условий для формирования трудовых навыков и получение первоначальных профессиональных знаний и умений, отдыха и нравственного и гражданско-патриотического воспитания.
Задачи:
- Подготовить учащихся к активной трудовой деятельности.
- Формировать у детей творческое отношение к процессу и результатам труда.
- Выявлять и развивать творческие способности школьников, формировать и расширять их познавательный интерес.
- Пропагандировать здоровый образ жизни в подростковой среде.
- Формировать социально-активную личность подростка.
- Развивать культуру общения детей со своими сверстниками.
- Развивать бережное отношение к родной земле, природе, школе, миру.
В основе проекта - трёхцветная смена, разделённая на три тематические недели: экологическая, этнографическая, неделя памяти и скорби.
Проект призван создавать условия для формирования гражданско-патриотической позиции учащегося, позитивного общения, выражения себя в творчестве, для приобретения первичных профессиональных умений и навыков.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМОГО ПРОЕКТА «ЗА БЕЛАРУСЬ!»
Составляющие смены
|
Краткая характеристика
|
Тип лагеря
|
Лагерь труда и отдыха с дневным пребыванием «Пульс»
ГУО«Остромичская средняя школа»
|
Название смены
|
«Пульс»
|
Цель
|
создание оптимальных условий для формирования трудовых навыков и получение первоначальных профессиональных знаний и умений, отдыха и нравственного и гражданско-патриотического воспитания
|
Задачи
|
- Подготовить учащихся к активной трудовой деятельности.
- Формировать у детей творческое отношение к процессу и результатам труда.
- Выявлять и развивать творческие способности школьников, формировать и расширять их познавательный интерес.
- Пропагандировать здоровый образ жизни в подростковой среде.
- Формировать социально-активную личность подростка.
- Развивать культуру общения детей со своими сверстниками.
- Развивать бережное отношение к родной земле, природе, школе, миру.
|
Ожидаемый результат
|
- созданные в лагере труда и отдыха условия будут способствовать развитию трудовых навыков, способности ценить свой труд и труд других людей;
- повысятся показатели здоровья подростков благодаря полноценному сбалансированному питанию, осуществляющемуся по режиму, занятиям спортом, использованию природных факторов в целях закаливания;
- будет стимулироваться интерес к общественной деятельности, активной жизненной позиции, учащиеся получат положительный эмоциональный заряд на следующий учебный год;
- снижение уровня правонарушений среди несовершеннолетних подростков.
|
Девиз смены
|
«Отсчитывая пульс ударов сердца,
К познанию мира открываем дверцу».
|
Краткая идея
|
I. Подготовительный этап включает: согласование проекта лагерной смены, планирование работы лагеря, подбор кадров, формирование состава воспитанников, проведение организационных совещаний, педсовета, подбор форм воспитательной работы, разработок воспитательных мероприятий.
II. Организационный этап включает: знакомство участников проекта, определение цели развития коллектива и личности, сплочение участников, выработка правил и условий совместной работы, подготовка к дальнейшей деятельности по проекту.
III. Основной этап включает реализацию основных положений проекта.
Воспитанники и воспитатели:
познают, отдыхают, трудятся;
делают открытия в себе, в окружающем мире;
помогают в проведении мероприятий;
учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;
развивают способность доверять себе и другим;
укрепляют свое здоровье.
IV. Заключительный этап аналитический: подведение итогов, педагогический анализ результатов.
|
Периоды смены
|
- неделя«Экологическая» (07.06-12.06)
- неделя «Этнографическая» (14.06-19.06)
- неделя«Памяти» (21.06-26.06)
|
Адресат
|
Воспитанники 14-16 лет
|
Количество участников
|
1 отряд, 22 воспитанника
|
Партнёры
|
ОЦ«Аквапарк г. Кобрина»
УК «Кобринский парк культуры и отдыха им. А.В.Суворова»,
ГУО «Кобринский районный эколого-биологический центр»
|
ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТА
Формы и методы реализации проекта: данный проект реализуется через использование групповых и индивидуальных форм работы.
Формы работы:
- спортивные игры;
- трудовая деятельность;
- экскурсия;
- игровая программа;
- час здоровья;
- час общения;
- исследовательская деятельность;
- акции;
- волонтёрская деятельность;
- беседа;
- просмотр фильмов;
- коллективно-творческие дела.
Направления в работе
Данный проект по своей направленности является комплексным, так как включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления:
1.Трудовое воспитание.
1.1. Теоретический.
Освоение приобретенных в течение учебного года теоретических знаний на уроках трудового обучения.
1.2. Практический.
Работы по благоустройству школы, школьного двора через формирование трудового отряда.
Виды деятельности:
- уход за зелёными насаждениями, реконструкция клумб, полив, прополка и подкормка декоративных растений;
- обрезка, удаление дикой поросли кустарников;
- прополка сорной растительности на территории пришкольного участка;
- наведение санитарного порядка на территории школьного двора и прилегающих территориях;
- озеленение, пересадка, подкормка комнатных цветов в классных кабинетах, рекреациях школы;
- обновление разметки на спортивной площадке;
- ремонт и изготовление наглядных пособий в учебных кабинетах.
2. Спортивно-оздоровительное воспитание.
Виды деятельности:
- проведение утренней физической зарядки;
- организация спортивных игр и соревнований;
- занятия по профилактике вредных привычек, агрессивного поведения, приобщение к здоровому образу жизни.
3. Духовно-нравственное воспитание.
Виды деятельности:
- проведение культурно-массовых мероприятий;
- проведение краеведческих часов с изучением культуры Беларуси;
- участие в экскурсиях, экспедициях.
4. Гражданско-патриотическое.
5. Экологическое.
Кадровое обеспечение
Сотрудники лагеря подбираются из числа педагогического коллектива школы, согласно штатному расписанию.
Должность
|
Ф.И.О.
|
Начальник лагеря
|
Зинович Татьяна Викторовна
|
Педагог-организатор
|
Горбацкая Татьяна Алексеевна
|
Инструктор по физическому воспитанию
|
Остапук Александр Фёдорович
|
Воспитатели:
|
Конопацкая Рита Михайловна
|
|
Свиржевская Мария Михайловна
|
|
Кривченя Людмила Сергеевна
|
|
Тунчик Татьяна Алексеевна
|
Режим работы лагеря труда и отдыха
Время
|
Мероприятия
|
8.00 – 8.20
|
Сбор детей, утренняя линейка
|
8.20 – 8.30
|
Зарядка
|
8.30 – 9.00
|
Завтрак
|
9.00 – 13.36
|
Работа с регламентированными перерывами
|
13.36 – 14.00
|
Обед
|
14.00 – 15.30
|
Физкультурно-оздоровительные и культурно-массовые мероприятия.
|
15.30 – 16.00
|
Уход домой
|
КРАТКАЯ ИДЕЯ ПРОЕКТА
Как известно, лучший способ сделать отдых ярким, полезным и незабываемым – это отправиться в путешествие. Любое путешествие сопряжено с приключениями и, самое главное, с открытиями, которые, как волшебные двери, открывают перед детьми новые грани окружающего мира. Но самые главные открытия – это те, которые происходят внутри каждого из детей. Именно они оказывают влияние на формирование личности и ее качеств.
Социально-значимый проект по формированию гражданской позиции воспитанников «За Беларусь!» – это сочетание отдыха. Для того чтобы реализовать потребность подростков в самопознании, самореализации, с целью развития творческого отношения к делу, трудолюбия, самостоятельности, ответственности, воспитать в детях здоровый дух соперничества, участники программы вводятся в атмосферу путешествия от истоков до современности своей малой родины.
1 – неделя «Экологическая»
Неделя экологии проводилась с целью ознакомления учащихся и учителей с экологией как наукой, изучающей взаимодействия в живой и неживой природе, в т.ч. взаимодействие человека и природы, распространения интереса к науке, популяризации экологических знаний, формирования потребности в изучении экологии. Для этого ко всем проводимым мероприятиям мы предъявили определенные требования: они должны быть построены на данных науки и, по возможности, без искажения этих данных включать важнейшие разделы экологии: быть зрелищными, нескучными. Исходя из этого, мы разработали план недели. Лекция на тему "Как я лично могу помочь природе" с девизом "Не надо мусорить!", экологический турнир "Глобальные экологические проблемы", игра по станциям "Экология Земли", экскурсия на водоочистные сооружения, лекция по теме "очистка воды".
Прогнозируемый результат.
Активизация познавательного интереса учащихся; формирование желания принять активное участие в деятельности по защите окружающей среды; приобретение каждым учеником веры в свои силы, уверенности в своих способностях и возможностях; развитие коммуникативных качеств личности, взаимоуважения, доверия, уступчивости, инициативности, терпимости; расширение общего кругозора учащихся.
2 – неделя этнографическая
При проведении этнографической недели, мы ставили перед собой следующие задачи:
- усиление интереса к истории в целом, истории нашей Родины, родного края, понимание закономерностей, связь их с современностью;
- сочетание различных составляющих её элементов, которые наиболее оптимально отвечают познавательным интересам, уровню подготовленности учащихся и педагогическому замыслу учителя;
- развитие познавательного интереса, любознательности учащихся;
- социализации личности.
Данная неделя способствовала повышению уровня образования воспитанников, их социальному развитию, расширению их кругозор.
Неделя этнографии способствует формированию побуждений к творческому исследовательскому труду учащихся. Они должны уметь: находить нужные источники, работать в группах, приобщать к исследовательской работе и т. д.
3 неделя – неделя памяти
Цель: создание условий для повышения качества и эффективности гражданско-патриотического воспитания обучающихся.
Задачи:
- формировать у воспитанников чувства уважения к культуре, традициям и героическому прошлому Родины;
- формировать у воспитанников чувство ответственности за будущее страны, народа;
- способствовать воспитанию чувства гордости за миролюбивую политику нашего государства, включению воспитанников в миротворческую деятельность, направленную на милосердие.
Ожидаемые результаты:
- формирование у учащихся чувства гордости за героическое прошлое Родины, любви к своей малой Родине;
- развитие у учащихся физических и волевых качеств готовности к защите Отечества;
- укрепление здоровья и совершенствование физической подготовки детей;
- пополнение банка методических материалов по вопросам гражданско-патриотического воспитания обучающихся.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нельзя научиться быть социально активным, ничем не занимаясь. Формирование жизненных установок базируется на опыте самих подростков. Эффективным способом формирования внутреннего мотива делать что-либо значимое для других людей, является включение воспитанников в отряд лагеря труда и отдыха.
Детям необходимо создать условия для здорового интереса в познании окружающего мира, научить самостоятельно мыслить, принимать решения, зарядиться духовной, физической энергией, быть добрыми.
Дети – великие мечтатели и фантазеры. Их привилегия – придумывать и воображать необычное, неправдоподобное. Задача педагогов - научить познать новое, нужное, важное.
Данный проект предлагается для летнего лагеря труда и отдыха, который отражает интересы, мнения, предложения детей и взрослых, учитывая специфику села.
Необходимо помнить, что летний лагерь труда и отдыха обеспечивает детей сменной деятельностью, переключением с трудовой деятельности на отдых и досуг.
Основная задача летнего лагеря труда и отдыха – приучение к труду, оздоровление и отдых.